МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Городищенская средняя школа №1» 403003 Волгоградская область, р.п. Городище, ул. Чуйкова, 6а т. 8(844 68) 3-30-48 Рассмотрено на заседании МО учителей истории и обществознания от г. пр. № рук. МО_________ Т.В. Денисова Рассмотрено на заседании МС МБОУ ГСОШ №1 от пр. № зам. директора по УВР _____________ Р.Г. Егорова Утверждено директор МБОУ ГСОШ №1 _______________ ПРОГРАММА дополнительного образовательного курса дискуссионного «круглого стола» «Личность и история России» возраст учащихся: 11-18 лет Направленность: культурологическая Срок реализации: один год Количество часов: 34 Программу составила учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ ГСШ №1 Денисова Т.В. Городище, 2021 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность ...История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего... Н. М. Карамзин. 1815 г. Чтобы полнее понять то, почему мы живем так, а не иначе, почему мы евроазиаты с самобытным, индивидуальным путем развития, что в развитии нашей страны закономерно и, повторяясь, является жизненно важным для нашего народа, в чем гордость и слава, гражданственность и гражданский долг, мало окинуть мглу веков, мы должны видеть эпоху, жизнь того времени, сопереживать её, тогда мы немного познаем историю. Нельзя прибавлять, нельзя вымышлять, необходимо точно передавать текстовые документы, учить самоанализу и сопоставлению точек зрения, воспитывать уважение к предкам, воспитывать нравственность и добродетель. Социологические исследование показывают, что современные подростки плохо знают историю своей страны. Исходя из этого определяется актуальность элективного курса: мотивировать учащихся к изучению истории через судьбу человека. Проблематика В настоящее время, когда фальсификация истории развития России особенно часто встречается в СМИ и сети Интернет, появляется много информации и возникает проблема исторической правды. Эту проблему можно решить через изучение судьбы своего родственника, исторической личности и их роли в развитие нашего государства. Цель, педагогические задачи Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Краткое содержание с указанием форм, средств, методов обучения и воспитания, применяемых педагогических технологий. Технология учебно-познавательной деятельности, при изучении курса, направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Ожидаемые результаты и итоги (результативность) использования Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации. С результатами своей деятельности учащиеся принимают участие в конкурсах и конференциях разного уровня, где занимают призовые места. Главной прерогативой современного образования является воспитание человека активного, самостоятельного, способного принимать осмысленные решения и нести за них ответственность. Интегрированный характер исторического образования позволяет формировать с опорой на другие школьные предметы целостную картину мира, что обеспечивает его особую мировоззренческую роль в системе профильного образования. Технология учебно-познавательной деятельности при изучении, курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Содержание программ предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации. В процессе обучения происходит формирование следующих умений: • анализ и сопоставление фактов; • оформление письменных сообщений; • анализ документов; • поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися; • поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; • поиск признания найденного решения окружающими; • выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод; • умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение). Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы в проведении элективного курса: • исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы; • планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); • анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением; • переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение; • лекции с последующим опросом; • лекции с обсуждением документов; • беседы; • семинары; • практические занятия; • конференции; • заседания круглых столов; • «мозговой штурм»; • анализ альтернативных ситуаций; • работа в группах, парах, индивидуально; • выполнение работ по заданному алгоритму; • творческие работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как: • видеть проблему; • сформулировать проблему; • выдвинуть гипотезу; • составить план решения проблемы, задачи; • делать обобщения и выводы; • систематизировать материал; • составить план по теме; • делать прогноз; • анализировать свою деятельность (вычленять успешные и удачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями); • оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность; • использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение. Так как в этом курсе используются альтернативные подходы к оценке проблем прошлого и неоднозначные этические оценки личностей и хода событий, обсуждение этих вопросов на уроках невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности моделированию ситуации. Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, формировать собственное отношение, оценки персонажей и фактов. Курс рассчитан на 34 часа. Наименование тем курса 2 кие семинары занятия часов 1 1 В том числе Практичес п/п Всего лекции № 4 5 6 3 Введение 1 Формы контроля 7 Тест 1 на аналогию преобразовательного и образные характера, задания опорный конспект 2 Великие Рюриковичи 9 Киевская Русь 2 1 Рюрик, Синеус, Трувор – 1 1 Тест на аналогию и образные задания легендарные варяги. Олег – преобразовательного характера, победитель греков. Игорь, хронологическая таблица, анализ текстов Ольга Святая, Святослав - документов. Великие продолжатели дела 3 Дела великого Владимира Солнышко, Василий. – в князя Красно крещении 1 Тест на аналогию преобразовательного и образные задания характера, хронологическая таблица, анализ текстов документов. Эпоха феодальной 4 1 1 2 раздробленности. 4 Борис и Глеб – великие Тест 1 святые церкви. Святополк Окаянный и на аналогию и образные задания преобразовательного характера Ярослав мудрый. 5 Владимир Мономах и Юрий Тест 1 Долгорукий. на аналогию и образные преобразовательного задания характера, хронологическая таблица. 6 7 Андрей Боголюбский и 1 Тест на аналогию Всеволод Большое Гнездо. преобразовательного Святой Александр Невский. документов. Великий князь Михаил Ярославович 1 – Тест на аналогию преобразовательного образные характера, и образные характера Отечестволюбец и Юрий – аналогию князь преобразовательного характера Московский. Данилович Калита Иван и и образные задания анализ задания Тест на задания и Дмитрий Иванович Донской Русь неделимая, единая, 3 1 2 долговечная… 8 Иван Васильевич, князь и самодержавец. 1 Тест на аналогию и образные преобразовательного характера задания Василий Иванович – великий государь. 9 Государь Иван Васильевич – 1 Грозный, Удивительный. 10 Князь Фёдор и на аналогию и образные задания преобразовательного характера Борис 1 Годунов Лжедмитрий 1 и Лжедмитрий Тест Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера 11. Царствование Василия Шуйского. 11 Великие Романовы 5 Путь к абсолютизму 2 Государь 1 Михаил 1 Фёдорович. Алексей 1 Тест на аналогию и преобразовательного Михайлович образные характера, задания анализ различных точек зрения. - «царь-Солнце» Фёдор Тишайший. Царевна Софья 12 Царь Великий Пётр Алексеевич 1 Тест на аналогию и образные преобразовательного характера задания Эпоха дворцовых 1 1 переворотов 13 Екатерина 1. Воцарение 1 Петра 11. Правление Анны Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера Иоанновны. Елизавета Петровна и Пётр 111 Екатерина 11. Павел 1 и Александр 1 Эпоха самодержавных 2 2 преобразований 14 Николай 1 – жандарм 1 Европы и Александр 11 – Тест на аналогию и образные задания преобразовательного и версионного характера освободитель. 15 Александр 111 и Николай 11 1 Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера 16 Итоговое занятие 1 1 Проанализировать различные точки зрения, определиться с собственным отношением к личностям, проблемные задания версионного характера. Итоговое количество часов: 16 2 4 10 ПРОГРАММА КУРСА 1. Введение (1 час). Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории России. Иван IV, Петр I, Екатерина II, Александр II - их влияние на судьбы России. Разные оценки и подходы Российской историографии к данным политическим и государственным деятелям. 2. Великие Рюриковичи (9 часов). Киевская Русь (2 часа). Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги. Легендарное призвание варягов с Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их противниками об основании Древнерусского государства. Олег - победитель греков. Олег - основатель государства Киевская Русь, противник проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией. Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав. Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Урон и погосты. Ольга - первая христианка на Руси. Святослав - полководец и дипломат. Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении Василий. Успешные походы на запад, походы на вятичей, радимичей, волжских булгар. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии. Эпоха феодальной раздробленности. (4 часа). Борис и Глеб - великие святые церкви. Святополк. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. Война Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха. «Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха». Юрий Долгорукий. Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви Покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель». Мстиславы Храбрые - пример незлобия в мире и ужасных битвах. Правление великого князя Мстислава, князя, знаменитого подвигами славными Поход против ордена Меченосцев. Святой Александр Невский. Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского. Великий князь Михаил Ярославович - Отечестволюбец и Юрий - князь Московский. Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князя Юрия Данилович Московского. Иван Данилович Калита. Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нем общественную безопасность и тишину... дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Подавление восстания в Твери, строительство Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества. Дмитрий Иванович Донской. Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва. Русь неделимая, единая, долговечная... (3 часа). Иван Васильевич, князь и самодержец. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке Шелони. Брак с С. Палеолог. Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской, Вятской земель. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник Ивана». Князь Василий Иванович, великий государь. Окончание процесса политического и территориального объединения русских земель. Появление идеи - «Москва - третий Рим». Государь Иван Васильевич - Грозный, Удивительный. Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. венчание Ивана на царство. Деятельность Избранной рады - реформы. Созыв Земского собора, «Судебник Ивана», военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет. Храм Василий Блаженного. Внешнеполитическая деятельность. Государь князь Федор - достойный счастья. Борис Годунов. Второй сын Иван IV - болезненный и нерешительный - передача власти шурину царя - Борису Годунову. Строительство городов, гаваней, утверждение Всероссийского патриаршества. Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского. Венчание Лжедмитрия на царствие под именем Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский заговор против Лжедмитрия I. 3. Великие Романовы (5 часов). Путь к абсолютизму (2 часа). Державный сын и светоносец во тьме... Государь Михаил Федорович. «Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». Управление страной с помощью отца - патриарха Филарета. Формирование первых полков иноземного строя. Первая рукописная газета «Куранты». Полки иноземного строя. Алексей Михайлович - «царь-Солнце». Правительство боярской знати во главе с Морозовым. Соборное уложение, Новоторговый устав. С Полоцкий; экспедиция Семена Дежнева, Хабарова. Соляной и Медный бунты. Составление завещания. Федор Тишайший. Царевна Софья. Поворот на Запад. Принятие первого государственного бюджета. Отмена местничества; публичные сожжения разрядных книг. Регентство царевны Софьи. Царь Петр Алексеевич - Великий. Потешные полки. Основание славяно-греко-латинской академии. Стрелецкий бунт. Летоисчисление от рождества Христова. «Газета «Ведомости». Основание Санкт-Петербурга. Введение гражданского шрифта. Учреждение Сената, ассамблей, коллегий. Кунсткамера. Академия наук. Эпоха дворцовых переворотов (1 час). Екатерина I. Воцарение Петра П. Правление Анны Иоанновны. Учреждение Верховного тайного совета. Внук Петра Великого. Ссылка А. Д. Меншикова. Смерть 14-летнего Петра от оспы. Правление Анны Иоанновны - «это был грубый вызов русскому чувству национальной чести». Елизавета Петровна и Петр III. «Ни одно царствования до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания» (В. О. Ключеский). Петр III - «он не был злым, но его ограниченность - недостаток воспитания... Из него вышел бы хороший прусский капрал, но не государь великой империи» (Е. Данекова). «Манифест о вольности дворянской». Екатерина П. Павел I и Александр I. «Екатерина II умела на только сообразовывать дела своего царствования с запросами времени, но обставлять их пышной декоративной обстановкой и помпезным блеском, с ловким подчеркиванием материнских своих забот о подданных». Правление Павла I - время радикальной реакции. Он не считал себя обязанным уважать права своих подданных. Правление Александра I. «Александровская эпоха завершилась, как и началась, насилием». Негласный комитет. Учреждение министерств, организация гимназий. Указ о вольных хлебопашцах. Военные поселения. Указы Сперанского. «Сфинкс – неразгаданный до гроба» (А. С. Пушкин). Эпоха самодержавных преобразований (2 часа). Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель. Создание бюрократической системы. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Указ об «обязанных крестьянах». Николай I - умный и расчетливый политик. Александр II. Отмена крепостного права и либеральные реформы. Александр III и Николай 11. Контрреформы Александра III. Царствование Николая 11. «На рубеже веков у царской власти была лишь одно насущная политическая задача - во чтобы то ни стало сохранить самодержавие» (Н. Верш). Итоговое занятие (1 час). Литература 1. Богданович М. И. История царствования императора Александра I и Россия в его время. - СПб., 1869-1871. - Т. 1-6. 2. Бутромеев, В. Чтения и рассказы по истории России // Роман-газета. - 1994. 3. Валишевский, К. Вокруг трона. - Волгоград, 1990. 4. Вандалъ, А. Наполеон и Александр I. - Ростов н/Д, 1995. -Т. 1-3. 5. История Отечества с древнейшего времени до наших дней: энциклопедический словарь / сост. Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина, А. С. Орешников, О. В. Сухарева. 6. История Отечества: справочник школьника. - М.: Филологическое общество «Слово», 1994. 7. Ключевский, В. О. Курс русской истории: сочинение: в 9 т. -М.: Мысль, 1987. 8. Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. - М, 1989. 9. Николай Михайлович, великий князь. Император Александр I. - СПб., 1912.-Т. 1-2. 10. Пашков, Б. Г. Русь. Россия. Российская империя: хроника правлений и событий (862-1917 гг.). -М., 1977. 11. Предтеченский, А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. - М.; Л., 1957. 12. Пресняков, А. Е. Российские самодержцы.'- М, 1990. 13. Пчелов, Е. В. Рюриковичи: история династии. - М., 2004. 14. Сафонов, М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. - Л., 1988. 16. Триста лет царствования дома Романовых. - М.: Информ- Эко, 1990. 15. Сахаров, А. Н. Александр I // Российские (1801-1917).-М., 1993. 17.Троицкий, Н. А. Александр I и Наполеон. - М, 1994. самодержцы ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Введение (1 час). Цель: показать, как влияет личность на ход истории. Основные знания: • связать в сознании учащихся представления о характере деятельности людей и господствующих ценностях культуры; • нормы, ценности, идеалы, составляющие духовный костяк цивилизации, не возникают случайно, а тесно связаны с условиями и особенностями деятельности людей. Основные умения: уметь дать оценку деятельности, проанализировав документ, уметь делать опорный конспект. Форма и з л о ж е н и я : лекция с элементами эвристической беседы. Показать влияние личности на историю, рассмотреть примеры царей-императоров через призму времени. Почему они поступили так, а не иначе в той или иной исторической действительности. Каковы исторические реалии, анализ этих явлений и почему историки по-разному оценивают эти явления. Иногда старое имя или слово дает повод для открытий, малейшая черта древности дает повод к соображениям. Тема р а з д е л а : ВЕЛИКИЕ РЮРИКОВИЧИ (25 часов) 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (5 часов) Тема занятия 1. Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги. Цель: формировать понятие личности, и каково её влияние на древнерусскую историю. Проблемный вопрос: «правление «пришлых» династий не только типичное, но и закономерное, а в определённых ситуациях и необходимое явление». (В. Кожинов.) О с н о в н ы е у м е н и я : уметь дать оценку личного влияния исторической личности на ход событий, уметь анализировать документ. Начало Российской истории представляет удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводил самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи); в России оно утвердилось с общего согласия граждан так повествует летопись. Братья Синеус, Рюрик, Трувор, знаменитые родом, делами, согласились принять власть над людьми, которые, умея сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Тема занятия 2. Олег - победитель греков. Цель: рассмотреть влияние личности Олега-регента на появление и укрепление мощи русского государства. Форма з а н я т и я : семинар с элементами анализа текста документа. Форма к о н т р о л я : карточки с заданиями. О с н о в н ы е у м е н и я : уметь дать оценку личного влияния исторической личности на ход событий, уметь анализировать документ. Неоднозначные оценки его деятельности могут быть положены в основу написания анализа, сообщения. Рюрик, по словам предания, вручил Олегу правление за малолетством сына. Олег прославился отвагой, силой, победами, благоразумием, любовью подданных. Он сделал Киев матерью городов русских, начал объединение Руси, завоевав все от Смоленска до реки Суллы, заключал мирные договоры, «народ стенал и проливал слезы». Что может быть сказано больше в похвалу государя. Тема занятий 3-4. Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав. Цели: показать, как меняется государственная политика при каждом новом правителе; формировать понятие: влияние личности на ход истории. Форма з а н я т и й : семинар с элементами групповой работы. Форма к о н т р о л я : опорный конспект, тесты, сообщения по теме. Игорь в возрасте принял власть: современники требуют от наследников величия и презирают недостойных. Правление Игоря: полюдье, древляне, поход на Византию, «греческий огонь». Правление Ольги - убийство послов, баня, древляне, упорядочение на-1 логов. Церковь назвала ее Святою, история - Мудрой, а молва ( Хитрой. Святослав первым ввел обыкновение давать сыновьям ( уделы, им были заключены договоры с Волжской Булгарией, Хазарским каганатом, именно он говорил «иду на вы». Воинственность Святослава не имела границ: поход на Болгарию, вражда с греками. Встреча с печенегами была для него последней - князь Куря сделал из его черепа чашу. Святослав - образец полководцев I великих, которые снискали славу побед, уважение за государственное устройство и благо, пленяя характером своим воображение стихотворца. Тема занятия 5. Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении Василий. Цель: показать, как изменилась внешняя и внутренняя политика после нововведений князя, его влияние на начало феодальной раздробленности. Форма з а н я т и я : семинар, анализ документов. Форма к о н т р о л я : тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников. Важнейшие дела, прославившие его в истории: Россия, где уже более ста лет укоренялось христианство, наконец вся торжественно признала христианство. С его именем связаны понятия - печенеги, сигнальные костры, победа в Херсонесе, введение десятины - сбор обязательных денег на строительство Десятинной церкви. Он не думал о раздроблении государства, но дал своим детям (12) права наместников. 2. ЭПОХА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. «ВЛАСТОЛЮБИЕ ВООРУЖАЕТ НЕ ТОЛЬКО БРАТА ПРОТИВ БРАТА, НО И СЫНА ПРОТИВ ОТЦА...» (12 часов) Тема занятия 1. Борис и Глеб - великие святые церкви. Святослав. Цель: формировать понятия - влияние внешних факторов на изменение в общественной жизни, влияние церкви на общественную жизнь. Форма з а н я т и я : семинар. Форма к о н т р о л я : проанализировать различные точки зрения и определиться в собственном отношении к событиям. После смерти Владимира начинаются в государстве беспорядки и стремление к захвату власти, отсюда и убийства внутри рода. Глеб и Борис были убиты Святополком, церковь причислила их к лику святых. Тема занятий 2-3. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. Цели: показать, как меняется государственная политика при каждом новом правителе; формировать понятие - влияние личности на ход истории (раскрыть понятие «Самовластен Русской земли»). Ф о р м а з а н я т и й : семинар с элементами групповой работы, анализ «Русской Правды». Ф о р м а к о н т р о л я : анализ различных источников, литературного текста на соответствие, опорный план, тесты, анализ «Русской Правды». Вероломство Святополка приводит к тому, что южные границы Руси находятся под угрозой захвата поляками, аннексии со стороны печенегов. Убил двух сводных братьев, привнеся на Русь раскол и сумятицу. После битвы с Ярославом, Святополк обратился в бегство, заболел, «помрачнел умом». Миновал Польшу, умер в пустынях богемских, заслужив проклятие потомков. Имя Окаянного осталось в летописях неразлучно с именем несчастного, ибо злодейство есть несчастье. Ярослав Мудрый становится монархом всей Руси. Он издает «Русскую Правду», являлся градостроителем, построил 400 церквей; с его политикой считались Германия, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия. Княжна Анна сочеталась браком с королем Франции. Франция еще была слаба и бедна и гордилась союзом с Россией, возвеличенной завоеваниями Олега и великих его преемников. При нем начинается передача великокняжеского престола по старшинству. Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россией в бедствиях междоусобиц, успокоил отечество и любил свой народ. Тема занятий 4-5. Владимир Мономах. Цель: показать, как изменилась внешняя и внутренняя политика после нововведений князя. Форма з а н я т и й : семинар, анализ документов. Форма к о н т р о л я : тесты, опорный конспект анализа документа, фольклора и письменных источников. Княжил в столице 13 лет и умер в 73 года, знаменит победами и благими намерениями. Владимир по матери был внук греческого царя Константина Мономаха, в старости он напишет: «Бойтесь всякой лжи, пьянства, любострастия, ибо они гибель для души и тела. Чтите старых людей как отцов. Леность мать пороков - берегитесь ее. Человек должен учиться всегда». Его завещание говорит о нем, как о человеке умном, духовно богатом, он не сокрушал государств, но был защитою, славою, утешением, наверное, никто из древних князей не имеет более права на любовь потомства. Тема занятия 6. Юрий Долгорукий. Цель: показать, как изменилась внешняя и внутренняя политика после нововведений князя. Форма з а н я т и я : семинар, анализ документов. Форма к о н т р о л я : тесты, опорный конспект анализа документа, фольклора и письменных источников Смерть Изяслава II открывает Юрию, названному впоследствии народом Долгоруким, доступ к киевскому престолу, на котором он, спустя года, умирает великим князем. Он не прославлял себя добросердечием, он играл клятвами для выгод своего честолюбия. Умножил число духовных пастырей, открыл новые поселения, основал новые города: Москву, Переяславль Залесский, Юрьев Польский. Построил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли. Тема занятия 7. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Цели: показать, как изменилась внешняя и внутренняя политика после нововведений князей, «самовластен» Андрей, формирование понятия «большие» и «меньшие» люди. Форма з а н я т и я : семинар, анализ документов. Форма к о н т р о л я : тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников. Приняв великокняжеский титул, Андрей Юрьевич переносит престол во Владимир на Клязьме, и с тех пор Киев начинает терять первенствующее положение. Суровый и строгий Андрей хотел быть самодержавным, т. е. править Русью без веча и дружин. Андрей Боголюбский беспощадно преследовал недовольных бояр, они составили заговор на жизнь Андрея и убили его. Всеволод княжил 37 лет. Воспитанный в Греции, всегда казался справедливым, иногда мстил, строго соблюдал правосудие, требовал покорности от князей. Он оставил после себя много храмов, крепость во Владимире, Переяславле-Залесском и Суздале. Одним словом, он рожден был для царствования. После борьбы и усобиц, возникших в связи со смертью Андрея Боголюбского между древними (Ростов, Суздаль) и новыми (Владимир, Переславль) городами Суздальской области, во Владимире утвердился брат Андрея, Всеволод III Большое гнездо (отец многочисленного семейства). Князь дальновидный и твердый, достигший большой степени мужества - он, не живя в Киеве, носил титул великого князя и первым из русских князей заставил присягать «себе и детям своим». Тема занятия 8. Мстиславы Храбрые - пример незлобия в мире и ужасных битвах. Цель: формировать понятия: мужество, доблесть, героизм, патриотизм - на примере жизни русских князей. Форма з а н я т и я : семинар, анализ документов. Форма к о н т р о л я : тесты, опорный конспект анализа документа, фольклора и письменных источников. Тема занятия 9. Святой Александр Невский. Цели: показать, как изменилась внешняя и внутренняя политика во время правления князя, помочь учащимся переосмыслить имеющиеся у них знания о шведско-немецкой агрессии. Форма з а н я т и я : семинар, анализ документов. Форма к о н т р о л я : тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников. Александр Невский (1252-1263). Александр Ярославович был сперва новгородским князем. В 1240 году он победил шведов на Неве и был прозван за эту победу Невским. Рассказывают, что Александр Невский сам избил множество шведов и на лицо предводителя Биргера «возложил печать острым копьем своим». Спустя два года Александр уничтожил немецкое войско в Ледовом побоище. Кроме того, он успешно вел войны с Литвою и чудью. Получив ханский ярлык на великокняжение, Александр явился «заступником и ходатаем» за землю русскую. Четыре раза он ездил в Орду с поклоном, отвозя ханам мешки серебра и золота. Александр Невский причислен к лику святых, а мощи его Петр Великий перенес в Петербург в Александро-Невскую лавру. Тема занятия 10. Великий князь Михаил Ярославович -Отечестволюбец и Юрий - князь Московский. Цель: показать влияние личных качеств князей на формирование Московского княжества. Форма з а н я т и я : семинар, анализ документов, частично групповая работа. Форма к о н т р о л я : тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников. Михаил Святой (1304-1319). Михаил Ярославович Тверской, дав больше выходу (дани) хану, получил ярлык на великокняжие преимущественно перед Юрием Даниловичем, князем Московским. Но в то время как он воевал с Новгородом, Юрий при помощи коварного ханского посла Кавгадыя успел оклеветать Михаила перед ханом Узбеком. Узбек вызвал Михаила в Орду, где долго его мучил, а затем отдал в руки убийцам. Михаил при этом, чтобы не навлечь несчастья на головы своих ближних, не согласился воспользоваться возможностью бегства. Юрий III (1320-1326). Женившись на сестре хана Кончака, в православии Агафье, Юрий приобрел большую силу и помощь в лице сроднившихся с ним татар. Но вскоре, благодаря притязаниям князя Дмитрия, сына замученного ханом Михаила, он должен был явиться для отчета в Орду. Здесь, при первой встрече с Дмитрием, Юрий был убит им в отмщение за смерть своего отца и за нарушение нравственности (женитьба на татарке). Тема занятия 11. Иван Данилович Калита. Цель: показать влияние личных качеств князей на формирование Московского княжества. Форма з а н я т и я : семинар с элементами групповой работы. Форма контроля: тесты, опорный конспект, анализ документа, изучение фольклора и письменных источников. Иоанн I Калита (1320-1341). Иоанн I Данилович - князь осторожный и хитрый, прозванный за свою бережливость Калитою (кошель для денег), опустошил тверское княжество при помощи татар, воспользовавшись случаем насилия возмутившихся тверичан над татарами. Он принял на себя сбор дани со всей Руси для татар; сильно обогатившись благодаря этому, скупал города у удельных князей. В 1326 году митрополия из Владимира благодаря стараниям Калиты была перенесена в Москву, и здесь же, по мысли митрополита Петра, заложен Успенский собор. С этих пор Москва как место пребывания митрополита всея Руси приобретает значение российского центра. Тема занятия 12. Дмитрий Иванович Донской. Цель: показать, как изменилась внешняя и внутренняя политика во время правления князя Дмитрия Донского, роль князя в преодолении феодальной раздробленности. Форма з а н я т и я : семинар, анализ документов. Форма контроля: тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников. Когда Иоанн П умер, сын его Дмитрий был еще малолетен, поэтому хан отдал великое княжение Дмитрию Константиновичу суздальскому. Но московские бояре, которым было выгодно усиление московского князя, добились великого княжения для Дмитрия Иоанновича. Дмитрий Константинович покорился силе. Дмитрию Иоанновичу покорялись и другие князья северо-восточной Руси. Между тем отношение Руси к татарам значительно изменилось. Междоусобия в Орде давали Дмитрию возможность совсем не платить дани татарам. Хан Мамай решил напомнить Руси времена Батыя. В союзе с Ягеллом, князем литовским, двинул на русскую землю огромную рать. Князь Дмитрий с подвластными Москве князьями отправился навстречу Мамаю, приняв предварительно в Троицкой обители благословение от преподобного Сергия. Битва Дмитрия с Мамаем на Куликовом поле близ реки Дона 8 сентября 1380 года окончилась торжеством русских, хотя, по словам летописи, благодаря потерям «оскудела совершенно вся земля русская воеводами и всяким воинством». Необходимость единения для отражения врага стала теперь особенно сознаваться на Руси. Дмитрий, прозванный за Куликовскую битву Донским, до конца дней своих не переставал заботиться об усилении Москвы. 3. РУСЬ НЕДЕЛИМАЯ, ЕДИНАЯ, ДОЛГОВЕЧНАЯ... (8 часов) Тема занятия 1. Самодержцы земли Русской. Цели: формировать понятие самодержавная власть; показать, как конкретно пересекались интересы отдельных групп общества, ценности культуры, внешнеполитические условия при создании Московского государства. Форма занятия: лекция с элементами «мозгового штурма». Форма контроля: опорная лекция, работа с документами (анализ). Тема занятий 2-3. Иван Васильевич, князь и самодержец. Цели: показать роль князя в процессе централизации русских земель; формировать понятия: имперские тенденции, самодержавие. Форма занятий: семинар с элементами анализа альтернативных ситуаций. Форма к о н т р о л я : проблемные задания версионного характера, тест. Иоанн III (1462-1505). Принятый еще отцом своим в соправители, Иоанн III Васильевич вступил на великокняжеский престол полным владельцем Руси. Он сперва сурово наказал новгородцев, затеявших перейти в подданство Литвы, а в 1478 году «за новую проступку» он окончательно покорил их. Новгородцы, лишились при этом вече и самоуправления, а новгородская посадница Мария и вечевой колокол были отправлены в стан Иоанна. В 1485 году, после окончательного покорения других, более или менее зависимых от московского княжества уделов, Иоанн наконец присоединил к Москве и Тверское княжество. К этому времени татары разделились на три независимые орды: Золотую, Казанскую и Крымскую. Они враждовали друг с другом и уже были не страшны русским. Обезопасив себя со стороны казанских татар и вступив в союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, Иоанн III в 1480 г. разорвал ханскую басму, приказал послов ханских отвести на казнь, а потом без кровопролития свергнул с себя татарское иго. Победителем вышел Иоанн также и в борьбе с Литвою, Александр Литовский уступил Иоанну Северную область. Овдовев еще в 1467 году, Иоанн III вступил в супружество с Софией Палеолог, последней византийской царевной, и соединил герб московского княжества, изображавший Георгия Победоносца, с двуглавым орлом Византийской империи. С этих пор Иоанн окружает себя блеском и роскошью, вступает в сношение с Западной Европой, в отношении к боярам проявляет уже больше самостоятельности. Он много заботился о внешнем украшении столицы, воздвигнул в Москве соборы Успенский, Архангельский, Благовещенский, выстроил каменный дворец, Грановитую палату и несколько башен Московского Кремля. В 1497 г. Иоанн издал сборник законов под названием «Судебник». Со времени Иоанна III право чеканки монет принадлежит только великому князю московскому. Тема занятия 4. Князь Василий Иванович, великий государь. Цель: показать становление Москвы - третьего Рима, влияние характера на деятельность князя-государя. Форма з а н я т и я : семинар с элементами анализа альтернативных ситуаций. Форма к о н т р о л я : проблемные задания версионного характера, тест. Василий III (1505-1533). Сын Иоанна III от брака с Софьей Палеолог Василий III отличался гордостью и неприступностью, наказывал подвластных ему потомков удельных князей и бояр, дерзавших ему прекословить. Он «последний собиратель русской земли». Присоединив последние уделы (Псков, Северное княжество), он совершенно уничтожил удельную систему. Он дважды воевал с Литвой, по научению поступившего к нему на службу литовского вельможи Михаила Глинского, и, наконец, в 1514 году отобрал у литовцев Смоленск. Войны с Казанью и Крымом были трудные для Василия и окончились наказанием Казани: торговля была отвлечена оттуда на Макарьевскую ярмарку, перенесенную впоследствии в Нижний Новгород. Василий развелся со своей супругой Соломонией и женился на княжне Елене Глинской, чем больше возбудил против себя недовольных им бояр. От этого брака у Василия родился сын Иоанн. Тема занятий 5-6. Государь Иван Васильевич - Грозный, Удивительный. Цель : формировать понятие абсолютизм, деспотия на примере правления Ивана Грозного. Форма з а н я т и й : семинар с элементами проблемных заданий альтернативного характера. Форма к о н т р о л я : проблемные задания версионного характера, тест, сообщения по теме занятия. Иоанн IV - Грозный (1538-1584). Оставленный в 8 лет на руках бояр, умный и талантливый Иоанн Васильевич вырос среди борьбы партий из-за правления государством, среди насилий, тайных убийств и беспрестанных ссылок. Сам нередко терпя притеснения от бояр, он научился их ненавидеть, а окружавшая его жестокость, буйство и грубость содействовали очерствлению его сердца. В 1547 году Иоанн венчался на царство и первым из русских государей принял титул «царя Московского и всея Руси». Женитьба Иоанна на Анастасии Романовой, благодаря прекрасным душевным качествам последней, оказала на него благотворное влияние. В то же время волнения и бедствия, начавшиеся в столице, и страшные пожары сильно подействовали на впечатлительного Иоанна. Он приблизил к себе честных и добрых советников Сильвестра и Адашева и занялся внутренними делами. Царь созвал выборных в 1550 году на первый Земский собор, которым утвержден первый царский судебник, в следующем году издано соборное постановление для духовенства, названное Стоглавым. В 1552 году Иоанном покорена Казань, господствовавшая над всем Поволжьем, а в 1556 году присоединено к Московскому государству и царство Астраханское. Желание утвердиться на берегах Балтийского моря заставило Иоанна начать Ливонскую войну, которая привела его к столкновению с Польшей и Швецией. Война началась довольно удачно, но закончилась самым невыгодным для Иоанна перемирием с Польшей и Швецией: Иоанн не только не утвердился на берегах Балтики, но и потерял прибрежье Финского залива. По удалении впавших в немилость Сильвестра и Адашева и со смертью кроткой царицы Анастасии, в характере Иоанна произошла значительная перемена к худшему, бегство же князя Андрея Курбского в Польшу возбудило подозрение Иоанна в верности всех его бояр. Началась печальная эпоха «розысков», опалы и казней. Иоанн покинул Москву, выехал со своими приближенными в Александровскую слободу и здесь окружил себя опричниками, которых Иоанн противопоставил остальной земле, земщине. Опричники сильно злоупотребляли своими обширными правами. В это время погиб святой митрополит Филипп, обличавший царя в беззаконии. В 1570 году Иоанн разгромил Новгород, на который донесли, будто бы он вошел в тайные соглашения с Польшей. В 1582 году донскими казаками под начальством Ермака покорено было Московскому государству обширное Сибирское царство. За три года перед кончиной, Иоанн в припадке гнева ударил своего сына Иоанна жезлом по голове, и сын от этого удара скончался. Иоанн IV получил в народе прозвание Грозного. Тема занятия 7. Государь князь Федор, достойный счастья. Борис Годунов. Цель: показать, как продолжается формирование абсолютной власти царя на примере правления Бориса Годунова. Форма з а н я т и я : семинар. Форма контроля: проблемные задания, тест. Федор Иоаннович (1584-1598). Второй сын Иоанна IV Федор отличался болезненностью и слабыми умственными способностями, почему правление государством все перешло в руки шурина царя - умного и дальновидного боярина Бориса Годунова. Удалив опалой и ссылкой всех своих противников, Годунов окружил себя преданными людьми и сделался полновластным правителем государства. Он поддерживает сношения с западными государствами; строит города и укрепления на границах Руси и устроил на Белом море Архангельскую гавань. По его же мысли утверждено самостоятельное всероссийское патриаршество и окончательно прикреплены к земле крестьяне. В 1591 году был убит царевич Дмитрий, брат бездетного царя Федора, его наследник, а спустя шесть лет скончался и сам Федор. Борис Годунов (1598-1605). После отречения от престола царицы Ирины, супруги царя Федора и сестры Годунова, приверженцами Бориса по настоянию патриарха Иоанна был созван Земский собор, который и выбрал Бориса Годунова. Подозрительность царя и опасения козней со стороны бояр вызвала опалы и ссылки: причем боярин Федор Никитич Романов подстрижен был под именем инока Филарета, а малолетний сын его Михаил сослан на Белоозеро. Бояре озлобились против Бориса, а народные бедствия, обрушившиеся на Московское царство - трехлетний неурожай и мор - побуждали народ винить во всем царя Бориса. Царь старался помочь голодающим, добавлял заработки на казенных постройках (колокольня Ивана Великого), раздавал милостыню, но народ все роптал, охотно веря слухам о появлении законного царя Дмитрия. Среди приготовления к борьбе с Лжедмитрием, Годунов скоропостижно скончался, завещав свой престол сыну своему Федору. Тема занятия 8. Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского. Цель: рассмотреть причины признания избранность Василия Шуйского. Форма з а н я т и я : семинар. - «царя Дмитрия Ивановича» и Форма контроля: анализ документов, проблемные задания. Лжедмитрий (1605-1606). Григорий Отрепьев, как говорят, беглый монах, поддерживаемый поляками, объявил себя царевичем Дмитрием, который будто бы спасся от убийц в Угличе. С несколькими тысячами человек вступил он в Россию. Высланное навстречу войско перешло на сторону Лжедмитрия, который был признан им царем, причем Федор Годунов был убит. Лжедмитрий был человек очень развитой, отличался умом и добродушием, усердно занимался государственными делами, но возбудил к себе неудовольствие народа и духовенства неуважением к старым русским обычаям. Бояре, распустив слух о самозванце-царе, во главе с Василием Шуйским составили заговор и убили Лжедмитрия. Василий Шуйский (1606-1610). Старый, нерешительный и неискусный Василий Шуйский был избран в цари боярами и горожанами, причем власть его была ограничена. Благодаря возникшим слухам о спасении убитого Лжедмитрия в России начались новые смуты, которые усилились мятежом холопа Ивана Болотникова и появлением в Тушине Лжедмитрия II, «тушинского вора». Польский король шел войной на Москву, и его полководцы рассеяли русские войска. Тотчас царь Василий был «сведен» с престола и насильно пострижен в монахи. В России наступило смутное время междуцарствия. Тема р а з дел а : ВЕЛИКИЕ РОМАНОВЫ (9 часов) 1. ПУТЬ К АБСОЛЮТИЗМУ (4 часа) Тема занятия 1. Державный сын и светоносен во тьме... Государь Михаил Фёдорович. Цель: показать на примере правления царя Михаила гражданское примирение; формировать понятие гражданского сознания. Форма занятия: семинар. Форма контроля: анализ документов, анализ альтернативных ситуаций. Михаил Федорович (1613-1645). Благодаря разосланным Троицкой лаврой грамотам, призывавшим к защите Отечества и православия, большое ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского при деятельном участии нижегородского земского старосты Козьмы Минина Сухорукова, направилось к Москве и после долгих усилий освободило столицу от поляков и мятежников. Великой земской думой 21 февраля 1613 года в цари был избран Михаил Федорович Романов, после долгих упрашиваний он вступил на престол и принялся за усмирение внутренних и внешних врагов. Михаил заключи столбовой договор со Швецией, деулинский договор (1618 г.) Польшей. По этому последнему договору после долгого плена возвращен в Россию Филарет, родитель царя, и немедленно был возведен в сан патриарха. Филарет стал соправителем и надежным ее советником сына. Под конец царствования Михаила Федорович Россия уже значительно оправилась от ужасов смутного времени, начала вступать в дружественные сношения с западными государствами. Тема занятия 2. Алексей Михайлович - «царь-Солнце». Цель: рассмотреть процесс складывания интересов феодального государства, расхождение понятий об «общем благе» нации ; государства, нововведения царяреформатора. Форма з а н я т и я : семинар с элементами «мозгового штурма) Форма контроля: письменная работа - выделение спецефических признаков при сравнении Алексея Михайловича и Людо вика XIV. Алексей Михайлович (1645-1676). Царь Алексей Михайлович был одним из лучших людей Древней Руси. Он не только исполнял посты и церковные обряды, v обладал церковным чувством. Характера он был мягкого и «гора до тихого», обидев кого в коротком гневе, он долго потом не мог успокоиться и искал примирения. Ближайшими советниками царя в первые годы были его дядька Б. И. Морозов, в 50-х годах патриарх Никон, в конце боярин А. С. Матвеев. Непосильные для народа налоги, несправедливость приказных людей, отголоски старой смуты, вызывали ряд народных бунтов в разных городах (Москва, Соль-вычегодск, Устюг, Новгород, Псков, бунт Разина, Брюховецкого и др.) и в разное время. Добровольное присоединение Малороссии к Московскому государству вызвало две войны России с Польшей. Эти тяжелые удары удалось вынести России только благом сосредоточенности власти, единству, правильности и непрерывности в распоряжениях. Из внутренних распоряжений при Александре Михайловиче более значительны: Соборное уложение 1649 года и как дополнение - его новоторговый устав и новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах и о поместьях. Основаны новые центральные учреждения: Приказы тайных дел, хлебный, рейтарский, счетных дел, малороссийский, монастырский. Тяглые классы окончательно прикреплены к месту жительства. В церкви патриархом Никоном была предпринята необходимая реформа - исправление богослужебных книг, что вызвало однако раскол, т. е. отпадение от русской церкви. Прославились русские колонизаторы в Сибири: А. Булыгин, Степанов, Е. Хабаров, и другие. Появились новые города: Нерчинск, Иркутск, Селенгинск. Лучшие люди в Москве уже тогда сознавали нужду в науках и преобразованиях. Таковы особы, как бояре А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, князь В. Голицын. По смерти царя Алексея от первого брака с Марией Милославской остались дети: два сына - Федор и Иоанн и несколько дочерей, от вторичного брака на Наталье Нарышкиной родился в 1672 году сын Петр. Тема занятия 3. Фёдор Тишайший. Царевна Софья. Цель: рассмотреть процесс складывания интересов феодального государства; расхождение понятий об «укреплении головы» государства, нововведения царяреформатора и царевны. Форма занятия: семинар с элементами «мозгового штурма». Форма контроля: письменная работа; сравнение логических преобразований. Формировать понятие: самодержавие, личное влияние. Федор Алексеевич (1676-1682). При царе Федоре Алексеевиче окончился так называемый малороссийский вопрос: Восточная Малороссия и Запорожье остались за Москвой, а Западная отошла к Турции. При нем же было отменено местничество - обычай московских бояр считаться службою предков при занятии места в военной и гражданской службе, в придворных церемониях и за царским столом. По настоянию царя были возвращены из ссылки Никон и Матвеев. Царь Федор Алексеевич скончался бездетным. Иван Алексеевич (1682-1689). Благодаря стрелецкому бунту, Иван Алексеевич, хилый и слабоумный, был признан царем вместе с единогласно избранным Петром Алексеевичем, но царевич Иван не принимал никакого участия в делах государственных, умер он в 1696 году. Правила Русью в то время царевна София. София-правительница (1682-1689). По общему мнению, София Алексеевна была «великого ума и самых нежных проницательств, большого мужеского ума исполненная дева». Она прекратила волнения раскольников, обуздала бунтовавших стрельцов, заключила выгодный для России «вечный мир» с поляками и Нерчинский договор с Китаем, предпринимала походы на крымских татар. Софья пала жертвою своего властолюбия. Петр I проник в ее замыслы и заточил ее в Новодевичий монастырь, где она и скончалась в 1704 году. Тема занятия 4. Царь Пётр Алексеевич - Великий. Цель: рассмотреть процесс складывания абсолютизма в феодальном государстве, нововведения царя-реформатора. Форма з а н я т и я : семинар с элементами «мозгового штурма». Форма контроля: письменная работа по вопросам: Жизненный путь Петра I. Условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов' и убеждений. Личные качества, степень их соответствия задачам, стоящим перед страной. Способы действия, средства достижения цели. Соотнесенность цели исторического деятеля и интересов какой-либо социальной группы. Круг друзей, единомышленники, круг врагов. Противоречия в деятельности личности. Роль личности в истории, результаты и значение деятельности. Личностно значимая проблема: Не существует однозначной оценки исторической личности, чем активнее политик, тем больше оценок получает его деятельность, так как затрагивает широкий круг интересов разных слоев общества. Формировать п о н я т и е : самодержавие, абсолютизм, личное влияние. Петр Великий (1682-1725). Царь Петр Великий Алексеевич принадлежит к числу гениев. Его душевные силы были необыкновенны: быстрый, высокий, охватывающий ум, железная воля и непрерывный труд. До 10 лет Петр проходит древнерусскую, почти церковную школу, с 10 лет он делается свидетелем кровавых событий стрелецкого мятежа: интриги Софьи-правительницы гонят его из кремлевского дворца. Он ведет чрезвычайно подвижную жизнь, среди военных игр, занятий математическими и техническими науками и поездок по дворцовым селам. Свое образование Петр заканчивает за границей. Он много видел, многому научился и развил в себе необыкновенную сообразительность и деловитость. Того же он требовал и от других. Отдавая всего себя на службу России, Петр верил «всея великое будущее». Он покровительствовал иностранцам не ради их самих, а ради развития в стране наук, искусств, фабрик и торговли. Еще до поездки за границу Петр взял у турок крепость Азов. В 1700 году в союзе с Данией и Польшей Петр начал Северную войну против Швеции. Первые военные действия русских против шведов, сражавшихся под начальством своего молодого, но даровитого короля Карла XII, были неудачны и окончились крупным поражением русских войск под Нарвой. Но вскоре, благодаря неутомимой подготовке Петром новых полков для борьбы с неприятелем, шведы начали терпеть от русских поражения. Петр взял в Ингрии шведскую крепость Нотебург, древний Орешек, переименовал ее в Шлиссельбург, и в 1703 году на берегах Невы основал новую столицу Санкт-Петербург, Основанием а на острове Санкт-Петербурга Петр Котлин заложил создавал крепость сильную Кронштадт. крепость, которая обеспечивала России выход в Балтийское море, удобный порт, к которому стягивалось много торговых путей с русского севера и из центра, наконец, новую столицу, которая облегчала наши сношения с Западной Европой. Между тем Карл ХП, покорив Польшу и воспользовавшись помощью изменника Мазепы, гетмана малороссийского, быстро двинулся в Малороссию и здесь в 1709 году осадил город Полтаву. Полтавский бой окончился полным торжеством Петра. Карл ХП бежал в Турцию и вызвал неудачный для России Прутский поход. Россия должна была отказаться от Азова, зато продолжавшаяся Северная война была счастливой и закончилась Ништадтским миром, по которому Швеция отказалась от Ливонии, Эстонии, Ингрии и части Финляндии с городом Выборгом. Петру был поднесен титул императора всероссийского. Из внутренних преобразований Петра наиболее замечательны: • уничтожение патриаршества в 1700 году и передача управления всеми церковными делами в руки «местоблюстителя патриаршего престола», ас 1721 года - Святейшего синода; • учреждение Правительствующего сената в 1711 году, вместо прежней Боярской думы; • коллегии вместо «приказов» по каждой отдельной отрасли государственного управления; • преобразование сословий; • разделение государства на 12 губерний и учреждение в важнейших городах надворных судов; • организация специальных школ и училищ и создание регулярного войска. Всюду, во все непосредственно входивший, державный преобразователь заботился о развитии русской торговли и промышленности, о прекращении затворничества женщин, о смягчении нравов общества, об улучшении быта низших слоев народа и обладал замечательным умением выбирать себе сподвижников, между которыми известны: Меншиков, Шереметьев, Долгорукий, братья Голицыны, Куракин, Матвеев, Шафиров, Ягужинский и иностранцы -Остерман, Брюс, Миних и другие. Сын Петра - царевич Алексей -от первой его жены Лопухиной за явное отвращение к преобразованиям отца был отдан Петром под суд. Царевичу был вынесен смертный приговор, но он скончался до исполнения приговора. От второго брака Петра с Екатериной Алексеевной родились две дочери: Анна и Елизавета. Петр умер, простудившись при спасении тонувших солдат во время великого наводнения, и назван в потомстве Великим. 2. ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ (3 часа) Тема занятия 1. Екатерина I. Воцарение Петра П. Правление Анны Иоанновны. Цель: показать, как абсолютная власть самодержцев влияет на укрепление государства и как проявляется влияние личных качеств на формирование абсолютизма в стране. Форма з а н я т и я : семинар. Форма контроля: сравнительный анализ по вопросам: Жизненный путь. Условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов и убеждений. Личные качества, степень их соответствия задачам, стоящим перед страной. Способы действия, средства достижения цели. Соотнесенность целей исторического деятеля и интересов какой-либо социальной группы. Круг друзей, единомышленники, круг врагов. Противоречия в деятельности личности. Роль личности в истории, результаты и значение деятельности. Личностно значимая проблема: Не существует однозначной оценки исторической личности, чем активнее политик, тем больше оценок получает его деятельность, так как затрагивает широкий круг интересов разных слоев общества. Екатерина I (1725-1727). Петр Великий не оставил завещания. Престол перешел к его супруге Екатерине не без борьбы между разными партиями. Екатерина I открыла в 1726 году Академию наук, отправила Беринга в кругосветное путешествие и, по желанию Меньшикова и других своих сторонников, учредила Верховный тайный совет. Меньшиков захватил в свои руки правительственную власть и уговорил императрицу назначить наследником царевича Петра Алексеевича, сына царевича Алексея Петровича, и разрешить ему, по достижении совершеннолетия, вступить в брак с дочерью Меньшикова, княжною Марией. На время малолетства царевича Петра правителем государства был назначен Меньшиков. Петр П (1727-1730). Петр II недолго был царем и притом все время под чужим влиянием. Алчный и самовластный Меньшиков пал, выдвинулись Долгорукие. Для усиления своего влияния они всячески старались забавами и увеселениями отвлечь императора от занятий делами решили женить его на княжне Е. А. Долгорукой. Этому намерению помешала ранняя смерть Петра от оспы. Анна Иоанновна (1730-1740). Верховный тайный совет задумал ограничить самодержавие и выбрал дочь царя Иоанна Алексеевича, вдовствующую герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну, но она короновалась самодержавной императрицей. Верховный тайный совет уничтожен, его заменил равный по значению Кабинет. Русские вельможи уступили место курляндцу Бирону и немцам Миниху и Остерману. Управление было жестоко и бедственно для России: при малейшем неудовольствии раздавалось «слово и дело» и роптавших пытали, казнили или ссылали. В 1733 году Россия вмешалась в дела Польши, и эта война стоила больших жертв: Персии были возвращены области, завоеванные еще при Петре I. Из внутренних распоряжений Анны Иоанновны наиболее достойны внимания: ограничение срока службы дворян 25 годами, уничтожение закона о единонаследии, основание в Петербурге кадетского корпуса, увеличение гвардии Измайловским и конными полками. Анна Иоанновна перед кончиной назначила наследником престола младенца Иоанна Антоновича, сына ее племянницы Анны Леопольдовны, а Бирона утвердила регентом государства. Бирон вскоре был однако свержен, и правительницей была объявлена Анна Леопольдовна, совершенно не способная к управлению государством. Тема занятия 2. Елизавета Петровна и Петр III. Цель: показать, как абсолютная власть самодержцев влияет на укрепление государства и как влияют личные качества на формирование абсолютизма в стране. Форма занятия: семинар. * Форма контроля: сравнительный анализ по вопросам: Жизненный путь. Условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов и убеждений. Личные качества, степень их соответствия задачам, стоящим перед страной. Способы действия, средства достижения цели. Соотнесенность целей исторического деятеля и интересов какой-либо социальной группы. Круг друзей, единомышленники, круг врагов. Противоречия в деятельности личности. Роль личности в истории, результаты и значение деятельности. Личностно значимая проблема: Не существует однозначной оценки исторической личности, чем активнее политик, тем больше оценок получает его деятельность, так как затрагивает широкий круг интересов разных слоев общества. Елизавета Петровна (1741-1761). Правлением Анны Леопольдовны были многие недовольны. Гвардия произвела переворот и провозгласила императрицей дочь Петра Великого цесаревну Елизавету. Ее наследником с целью упрочения престола был назначен сын Анны Петровны, Петр Федорович. При Елизавете Россия вела две войны: шведскую и так называемую Семилетнюю. Война со Швецией закончилась миром в Або в 1743 году, по которому присоединена к России часть Финляндии до реки Кюмени. Принимая участие в Семилетней (Австрия и Франция с Пруссией) войне, Елизавета Петровна, в лице своих полководцев, сильно стеснили короля прусского Фридриха II, но смерть императрицы послужила прекращению дальнейших военных действий против Пруссии. Из внутренних мероприятий императрицы Елизаветы Петровны важно прежде всего уничтожение Кабинета. Императрица вернула Сенату его прежнее значение. Она же восстановила прежний Магистрат. В 1744 году был издан указ об отмене смертной казни за уголовные преступления. Разделила Россию на пять рекрутских округов, установила порядок в наборах. Благодетельным было в 1754 году учреждение первых в России заемных банков для дворян и купцов, открытие в 1755 году, по плану Ломоносова, первого университета в Москве и основание в 1756 году первого театра. Усердными сподвижниками императрицы в проведении в жизнь разумных реформ были графы Петр и Иван Шуваловы. Петр Ш (1761-1762). Добродушный, но не способный к управлению обширным русским государством Петр III возбудил против себя все слои русского общества своим тяготением ко всем немецкому в ущерб интересам русским. Он реформировал войска по прусскому образцу, Фридриху он сделал массу уступок. Указы Петра III о вольности (дворянской и об уничтожении Тайной канцелярии не отличались достаточной определенностью. Отношение к императрице подвигнули ее на переворот, 28 июня 1762 года Петр III отрекся от престола и вскоре в одиночестве, всеми покинутый, скончался. Тема занятия 3. Екатерина П. Павел I и Александр I. Цель: показать, как абсолютная власть самодержцев влияет на укрепление государства и как влияют личные качества на формирование абсолютизма в стране. Форма занятия: семинар. Форма контроля: сравнительный анализ по вопросам! Жизненный путь. Условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов и убеждений. Личные качества, степень их соответствия задачам, стоящим перед страной. Способы действия, средства достижения цели. Соотнесенность целей исторического деятеля и, интересов какой-либо социальной группы. Круг друзей, единомышленники, круг врагов. Противоречия в деятельности личности. Роль личности в истории, результаты и значение деятельности. Личностно значимая проблема: Не существует однозначной оценки исторической личности, чем активнее политик, тем больше оценок получает его деятельность, так как затрагивает широкий круг интересов разных слоев общества. Екатерина II (1762-1796). Царствование Екатерины II - одно из замечательнейших после Петра Великого. От природы Екатерина обладала большим умом и характером. Самообразование и наблюдательность расширили ее кругозор. При помощи умело выбранных сподвижников императрица создала блестящий период в русской истории. В ее царствовании были две войны с Турцией. В первой особенно отличились Румянцев Задунайский и Орлов Чесменский. Благодаря их победам Россия приобрела берега Азовского моря, а Турция признала независимость Крыма. По настоянию Потемкина, Крым был занят русскими. В Новороссии стали возникать города. Появляется русский черноморский флот. Турция объявила вторую войну. В ней прославился Суворов взятием крепости Измаила и победами при Фокшанах и Рымнике. Турция признала все северные берега Черного моря владениями России. В самом начале царствования Екатерине пришлось вмешаться в польские дела. Беспорядки в польском государстве и притеснения диссидентов (не католиков) было причиной польских разделов. По первому разделу Россия получила большую часть Лифляндии, Белоруссию до Двины, Друч и Днепр, по второму разделу - остальную Белоруссию, Украину, Подолию и восточную часть Полесья и Волыни, по третьему разделу - Литву. Безрезультатными были войны со Швецией и Персией. К народным бедствиям можно отнести появление чумы в Москве в 1771 году и пугачевский мятеж в 1773-1775 году. Не одна внешняя борьба занимала императрицу. Весьма замечательны и ее внутренние преобразования. Прежде всего Екатерина способствует развитию сословий. Она дает Жалованную грамоту дворянству. В связи с сословными реформами был созыв «комиссии для сочинения проекта нового Уложения», нечто вроде Земского собора. Для руководства этой комиссии сама Екатерина написала «Наказ», но цель была вполне не достигнута и комиссия вскоре была распущена. Относительно губерний императрица придерживалась политики централизации. Учреждением о губерниях в 1775 году Россия делится на 50 губерний, с усиленной властью губернаторов. В экономическом отношении важны: передача церковных имуществ в ведение коллегии экономии, устройство государственного банка, введение откупной системы. Многочисленные заботы Екатерины II о народном здравии: медицинская коллегия, оспопрививание и просвещение. В Петербурге были учреждены кадетские корпуса (инженерный и артиллерийский), Смольный институт для девиц, воспитательные дома в Москве, выработан общий устав для народных училищ, открыта Российская академия для ученой обработки отечественного языка. Екатерина II, одаренная литературным талантом, покровильствовала литературе и сама принимала в ней живое участие. В своих комедиях, сказках и других статьях служила делу просвещения не меньше, чем своими законами. В ее царствование, кроме Ломоносова, наиболее известными были писатели Державин, Фонвизин и Новиков. Павел I (1796-1801). Император Павел I не одобрял преобразований своей державной матери и во многом отступал от ее замыслов и взглядов на правление государством. По вступлении на престол он хотел заняться исключительно государственными делами и прекратить Приготовления к войне с Францией. Но вскоре вынужден был .прийти на помощь европейским государствам в борьбе с Францией. •Он вызвал из опалы Суворова и послал «спасать царей». Русские Занесли ряд поражений французам и совершили беспримерный переход через Альпы (Чертов мост), но союзники помешали окончить 5 дело, и Павел I отозвал свои войска в Россию. Из внутренних преобразований императора Павла I замечательны: «Учреждения императорской фамилии», о порядке наследования престола, значительное «облегчение крепостным (3-дневная барщина), учреждение новых институтов и открытие университет в Дерпте. Александр I Благословенный (1801-1825). Воспитанный своей бабкой, императрицей Екатериной II, и почивший хорошее образование, Александр I Павлович по вступлении на престол заявил, что будет управлять «по законам и по сердцу» Екатерины II, шествовать по ее мудрым намерениям. Первые годы царствования юного императора были исполнены самых радужных надежд. Ряд освободительных мер разного рода вызвали Восторг в обществе. Но усложнившиеся внешние отношения отвлекли внимание от внутренних задач. Александр I был вынужден бороться с Наполеоном вначале в союзе с Австрией, причем русские были разбиты при Аустерлице; потом в союзе с Пруссией. После поражения русских при Фридланде Александр заключил Тильзитский мир. Россия приняла континентальную систему Наполеона, т. е. обязалась не вести торговлю с Англией. Тягость «той системы для России, нарушение своих обещаний со стороны Наполеона повели к разрыву и войне 1812 года. Наполеон во главе громадной армии вторгся в Россию. Русские стали отступать внутрь страны. Такой тактики держались полководцы Барклай де Толли и Кутузов (совет в Филях). Кровопролитная битва произошла на Бородинском поле, но безрезультатно. Наполеон занял Москву, но она была сожжена жителями. Французы испытывали холод и голод. Тогда Наполеон двинулся на юг. По пути он был разбит при Малоярославце. Его армия по-прежнему страдала от недостатка провианта и жестоких морозов. При переправе через реку Березина были почти уничтожены остатки великой армии. 25 декабря 1812 года Россия праздновала освобождение русской земли от нашествия «двунадесяти языков». Продолжая борьбу с Наполеоном вне пределов России в союзе с Пруссией, Австрией и Швецией, Александр I в 1814 году, после ряда блестящих побед при Кульме, Лейпциге и ФерШампену, торжественно вступил в Париж. В 1815 году на Венском конгрессе герцогство Варшавское присоединилось к России и заключен «Священный союз» между Россией, Пруссией и Австрией. Из реформ императора Александра I особенно замечательны: учреждение Государственного совета (18 министерств (1802 г.) и комитета министров, основание Казанского, Харьковского и Петербургского университетов, а также педагогических института и гимназий, Царскосельские лицеи и корпуса, принятие мер по устройству крестьянского сословия, с целью значительного облегчения их бытия. Наиболее значительными сподвижниками императора были: вначале Новосельцев, Строганов, Кочубей, затем Сперанский и в конце царствования - Аракчеев. В конце царствования в настроении императора чувствовалась усталость и разочарование. Пылкие мечты юности остались неисполненными. Причина этого лежала в неясности самих мечтаний, неумении найти практические средства для их осуществления. Отчасти в отсутствии единомышленников. Александр I вверился Аракчееву, но Аракчеев возбудил в народе неудовольствие своими военными поселениями. Император Александр I скончался бездетным. 3. ЭПОХА САМОДЕРЖАВНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (2 часа) Тема занятия 1. Николай I - жандарм Европы, Александр II Освободитель. Цель: формировать понятия: самодержавие, абсолютизм, личное влияние, либерализм. Форма занятия: семинар с элементами анализа документов. Форма контроля: проблемные задания версионного характера. Формировать понятия: самодержавие, абсолютизм, личное влияние, либерализм и самодержавие, кризис власти. Николай I (1825-1855). Вследствие отречения от престола Константина Павловича, брата императора Александра I, на престол вступил младший брат- император Николай I. В войне с Персией он приобрел в 1828 году по туркманчайскому миру ханства Эриванское и Нахи-чеванское, получил большую контрибуцию. Война Турции из-за угнетаемой ею Греции после ряда побед русских над турками кончилась Адрианопольским миром, по которому признана независимость Греции, реки Прут и Дунай определены границами России и обеспечена возможность безопасного существования Сербии. Польское восстание после ряда сражений было подавлено в 1832 году, Конституция в Польше была уничтожена. В 1839 г. последовало воссоединение униатов с православной церковью. Вследствие нового разрыва с Турцией, которой на помощь явилась -4Англия, Франция, Сардиния, императору Николаю I пришлось выдержать с сильнейшим врагом упорную борьбу. Они сосредоточились в Севастополе, геройски защищаемом русскими войсками. В 1853 году в сражении при Синопе был истреблен весь турецкий флот. Во время обороны Севастополя император Николай I внезапно заболел и скончался. Плодотворная деятельность императора Николая I по внутреннему устройству России ознаменовалась изданием в 1830 году «Полного собрание законов российской империи» в 45 томах (этим делом руководил Сперанский и был щедро награжден императором, он был возведен в графское достоинство и получил орден Андрея Первозванного); принятием мер по улучшению быта крестьян, основанием Киевского университета святого Владимира, технологического и педагогического институтов, военной академии, училища правоведения, кадетских корпусов, проведением Николаевской и Царскосельской железных дорог. В царствование императора Николая I проявили себя великие писатели земли русской: Карамзин, Жуковский, оба, собственно, относящиеся к предыдущему царствованию; Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Белинский. Александр II - Освободитель (1855-1881). Александр II закончил трудную восточную войну парижским миром на весьма тягостных для России условиях. Россия уступила Турции устья Дуная, часть Бессарабии, Каре и обязалась не заводить на Черном море флота. По Айгунскому договору с Китаем в 1858 году приобретен Россией обширный Приамурский край, а в 1860 году и край Уссурийский. В 1864 году окончательно присоединился к России Кавказ, причем пленен вождь кавказских горцев Шамиль и отправлен в Россию. В 1863 году усмирен польский мятеж, необходимость защиты восточной границы России от набегов кочевников вызвала наше завоевание Средней Азии (Туркестан, Хива). Благодаря некоторым переменам в Западной Европе Россия освободила себя в 1871 году от тяжких условий парижского трактата: было восстановлено наше право иметь военный флот на Черном море. В 1877 году насилие турок над православными подданными султана в Боснии и Герцеговине и неравная борьба славянских княжеств в Сербии и Черногории с Турцией побудили императора Александра II принять на себя защиту угнетаемых христиан. Война велась с переменным успехом против сильнейшего неприятеля, причем особенно замечательны были взятие Карса в 1877 году и Плевны с пленением турецкого главнокомандующего Османа-паши. Эта война обнаружила храбрость и неутомимость русских войск (зимний переход через Балканы). Окончилась в 1878 году Сан-Стефанским миром, по которому обеспечена независимость Сербии и Черногории и учреждено княжество Болгарское. Сан-Стефанский договор был несколько изменен на Берлинском конгрессе в том же году. Царствование императора ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно двинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшие: освобождение крестьян в 1861 году и издание «Положения об устройстве крестьян»; дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех; земское и городское самоуправление; издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства; учреждение университета Новороссийского, в Одессе и Варшавского; основание филологических институтов в Петербурге и Нежине (здесь раньше был юридический лицей), учительских семинарий и институтов; открытие женских гимназий и прогимназий; улучшение путей сообщения. Александр II погиб 1 мая 1881 года от руки убийц. За ним остается в потомстве имя «Освободитель». Тема занятия 2. Александр III и Николай II. Цели: показать, что у России уже в XIX веке были возможности для развития по буржуазному пути, что происшедшие в стране преобразования привели к существенному прогрессу в экономике, обществе и культуре, как личные качества государя могут повлиять на углубление кризиса власти. Формировать понятия: самодержавие, абсолютизм, личное влияние, либерализм и самодержавие, кризис власти. Форма з а н я т и я : семинар с элементами сравнительного анализа документов. Форма контроля: проблемные задания версионного характера. Император Александр III (1881-1894). Опытный в делах государственных уже при вступлении на престол, император Александр III обнаружил много твердости и самообладания в управлении государством. Император Александр III много заботился о нуждах крестьянского сословия. Дал новую власть в лице «земских начальников», учредил церковноприходские школы, в интересах улучшения народного хозяйства было учреждено министерство земледелия. Проведение новых железных дорог, из которых наиболее замечательны Сибирская и Среднеазиатская, способствовали подъему русской торговли и промышленности. Энергично заботясь об усилении военного положения России и укрепления с этой целью границ России и с суши и со стороны моря, император держался мудрой политики невмешательства в европейские дела. В 1892 году император Александр Ш вступил в дружественную связь с Францией, впервые ознаменованной прибытием французской эскадры в Кронштадт. Император после тяжелой болезни скончался в Ливадии 20 октября 1894 года. Голос народа дал ему прозвание «царя-миротворца». Итоговое занятие: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ России в ЛИЦАХ. (2 часа) (Деловая игра) Цели: учащиеся должны осмыслить, осознать, усвоить причинно-следственные связи, закономерности единого, целостного исторического процесса социальноэкономического и политического развития России; анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты, давать оценку историческим фактам, событиям и роли личности в истории; соотносить исторические события с периодом, эпохой; пользоваться различными источниками исторических знаний, анализировать информацию этих источников и обосновывать свое отношение к изложенным в них оценкам; изложить, донести до аудитории свою информацию. Критерии оценки: содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое мнение, отношение. Риторика: лаконичность, образное выражение мыслей и чувств, подбор точных слов, эпитетов; правильность и чистота речи; владение исторической терминологией