Рабочая программа Музей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Городищенская средняя школа №1»
403003 Волгоградская область,
п. Городище, ул. Чуйкова, 6а
т. 8 (844 68) 3-30-48
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
от _______пр. №___
__________________
руководитель МО
учителей истории
и обществознания
Т.В. Денисова

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании
________________
методического совета зам. директора по УВР
от ________ пр. №___ Р.Г. Егорова

УТВЕРЖДЕНО
______________
директор
МБОУ ГСШ №1
Е.В. Петрушов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Музейная деятельность через работу школьного
кабинета Боевой Славы»

(Гражданско-патриотическое направление
5-9 классы).

Срок обучения: 1 год
Составитель:
Денисова Т.В., учитель истории и обществознания

Городище, 2021 г.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа «Музейная деятельность через работу школьного кабинета
Боевой Славы» имеет стартовый уровень и относится к
патриотической

направленности. Программа

гражданско-

позволяет

учащимся

полнее и глубже изучить историю ВОВ и своей страны.
Актуальность и педагогическая целесообразность состоит в том,
что школьный музей является одной из форм дополнительного образования,
развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в
процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды
материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых
традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об
историческом

прошлом

и

настоящем

нашей

Родины,

воспитывать

патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Музей

как

социокультурное

явление

позволяет

сохранять

историческую память, способствует социализации личности, помогает
провести досуг.
Предполагается работа по развитию познавательных способностей
детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами,
знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе
материалов

к

родственникам,

ветеранам

войны,

учатся

наблюдать,

анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим,
приобретают навыки исследовательской деятельности. В числе важнейших
мер

предусматривается

использование

школьного

музея

в

учебно-

воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического
коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в
учебно-воспитательной процессе.
Особенность данной программы состоит в том, что Кабинет Боевой
славы должен стать центром гражданско- патриотического воспитания
школы. Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает
ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути.

Получение ребенком учащимся такой возможности означает его включение в
занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в
соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню
успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе реализации курса внеурочной деятельности

«Музейная

деятельность через работу школьного кабинета Боевой Славы» у учащихся
формируются личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные,
коммуникативные) результаты.
Личностные результаты:
• осознание себя гражданином своей страны;
• формирование интереса к основам музееведения, истории страны,
интереса к поисковой, научной, исследовательской деятельности, речевой
культуры и творческой активности подростка
Метапредметные результаты:
регулятивные:
• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
• владеть основами самоконтроля, самооценки; познавательные:
•

использовать

знаково-символические

средства

представления

информации для решения учебных и практических задач;
• работать с прослушанным/прочитанным текстом: устанавливать
логическую последовательность основных фактов;
•

выделять,

обобщать

и

фиксировать

нужную

информацию;

коммуникативные:
• готовность и способность осуществлять общение, выражать с
достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами
коммуникации;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

• уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию
(познавательная инициативность);
• уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации;
• проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к
личности другого
• уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности,
оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе
достижения общей цели совместной деятельности.
Отличительная особенность программы являются и теоретические
занятия (работа с документами, архивами, беседы, лекции), практические
занятия (участие в поисковых экспедициях, работа с обобщенными банками
данных, участие в общественных мероприятиях, памятных митингах).
Адресат программы. Программа адресована учащимся подросткового
возраста (11-18) лет (актив школьного музея). Признаком возраста 11-18 лет
является переход от детства к взрослости. Социальная ситуация развития
характеризуется стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией
поведения на общепринятые нормы и ценности, эмансипацией от взрослых и
группирование. Главной направленностью жизнедеятельности является
личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой
деятельности,

стремление

занять

положение

в

группе

сверстников.

Кризисным моментом возраста является чувство «взрослости», восприятие
себя и самооценка. Происходит становление человека как субъекта
собственного

развития.

Возраст

характеризуется

теоретическим

рефлексивным мышлением, интеллектуализацией восприятия и памяти,
личностной рефлексией и гипертрофированной потребностью в общении со
сверстниками.
Объем программы. По времени реализации программа является
годичной.
Количество часов на год обучения – 34 часа.

Формы обучения и режим занятий: очная в учреждении (групповая,
индивидуальная);

заочная

(электронное

обучение

с

применением

дистанционных технологий и дистанционное обучение в условиях отмены
очных

занятий

при

проведении

санитарно-эпидемиологических

мероприятий) в соответствии с учебным планом и календарным учебным
графиком.
Виды учебных занятий: комбинированные (теория и практика),
практические, конференции, поисковые экспедиции.
Особенности организации образовательного

процесса: занятия

проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Группы разновозрастные. Наполняемость учебных групп по 20
человек.
Основная цель: обеспечение условий для формирования мотивации личности к
познанию истории родного края, развития творческих и интеллектуальных
способностей в различных видах музейной деятельности.

Основные задачи:

способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и
способностей, содействовать общественно-практической активности учащихся,
овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы.
Обеспечивать сохранность подлинных памятников истории и культуры прошлого и
настоящего.
Календарно-тематическое планирование
№
заня
тия
№
в
п/п
три
мес
тре

1

1

Название
раздела
(количество
часов),
темы/занятия

Характеристика основных
видов учебной деятельности
ученика

Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности

I четверть (8 недель/8часов)
Планирование
деятельности,
обсуждение форм занятий,
выявление потребностей и
запросов
обучающихся
–
«Копилка идей»

Плановы
е сроки
прохожден
ия

Скорректир
ованные
сроки
прохождени
я

2

2-3

Что такое
Школьный
музей.
Обзорная
экскурсия по
школьному
музею

3

4

Вводное занятие
«Юные
краеведы»

4

5

Наследие в
школьном музее

Родной край в
истории
государства
Российского
Функции
школьного музея
боевой славы

5

6-7

6

8

7

9

8

1011

Моя семья и
родной край

9

1213

Оформление
фондов
школьного
музея

Организация
школьного музея
Боевой славы

Планирование деятельности,
обсуждение форм занятий,
выявление потребностей и
запросов обучающихся –
«Копилка идей»
Планирование деятельности,
обсуждение форм занятий,
выявление потребностей и
запросов обучающихся –
«Копилка идей»
Мини-лекция, просмотр
видеофильмов о музеях нашей
страны и за рубежом;
составление словаря музейных
терминов; разработка и
проведение экскурсий по
экспозиции школьного музея.
Сбор информации по истории
родного края, города.Беседа.
Лекция. Викторина.
Беседы, проведение
тематических конкурсов
стихов, песен, рисунков,
экскурсий
II четверть (7 недель/7часов)
Музейные
фонды
и
их
комплектование.
Основные
принципы и правила сбора
материалов
и
экспонатов.
Состав
музейного
фонда.
Работа
с
информацией:
музейная терминология как
азбука
музейного
дела.
Основные понятия: экспозиция;
предмет музейного значения –
музейный предмет – экспонат –
экспонат ведущий.
Подготовка докладов,
рефератов, сообщений,
презентационных материалов
Основные принципы и правила
сбора материалов и экспонатов.
Состав
музейного
фонда.
Основной
музейный
фонд
Работа
с
информацией:
музейная терминология как
азбука
музейного
дела.

Оформление
экспозиции
школьного
музея

10

1415

11

16

Музеи мира.
Виртуальные
экскурсии

12

17

13

18

14

19

Роль
экскурсовода в
деятельности
музея
Значение, виды
краеведческой
экскурсии
Этикет. Умение
вести беседу во
время экскурсии

15

20

Правила выбора
художественной
мемуарной,
справочной
литературы.

16

2123

Сбор материала
для ведения
экскурсии

17

2425

Составление
текста экскурсии

18

2629

Основные понятия: экспозиция;
предмет музейного значения –
музейный предмет – экспонат –
экспонат ведущий.
Основные понятия: экспозиция;
предмет музейного значения –
музейный предмет – экспонат –
экспонат ведущий. Лекция с
элементами беседы.
III четверть (10 недель/ 10часов)
Отработка навыков по
следующим направлениям
деятельности: экскурсии;
составление кроссвордов на
тему музея; поиск сайтов и
знакомство через них с
известными музеями; просмотр
видеофильмов о музеях нашей
страны и за рубежом
Лекция-беседа о роли
экскурсовода.
Лекция-беседа
Тестирование
по этикету экскурсовода

Экскурсия: методика
организации и проведения;
составление текста;
определение маршрута. Занятие
- экскурсия. Лекция. Беседа.
Викторина.
Сбор и обработка материала по
темам.
Фотографии, газетные вырезки,
портреты .

Собеседование, разработка и
проведение экскурсий по
экспозиции школьного музея.
IV четверть (9 недель/ 9часов)
Корректировка
Собеседование
текста экскурсии

19

3032

Экскурсия для
начальной школы

Проведение экскурсии

20

3334

Экскурсия для
основной школы

Проведение экскурсии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».