ПРОГРАММА Создание условий для приобретения учащимися позитивного соц. опыта (социальных знаний)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа №1»
403003 Волгоградская область,

п. Городище, ул. Чуйкова, 6а
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
от
г.пр. №
__________________
руководитель МО
учителей истории
и обществознания
Т.В. Денисова

т. 8 (844 68) 3-30-48

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании
________________
методического совета
зам. директора по УВР
от ________ пр. №___ Р.Г. Егорова

УТВЕРЖДЕНО
______________
директор
МБОУ ГСШ №1

Рабочая программа
Направленная на приобретение обучающимися позитивного социального
опыта, формирования гражданской позиции
«Лестница успеха»

Составила учитель истории
и обществознания
Денисова Т. В.

Городище, 2022

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи программы
1.2.Основные направления воспитания и социализации
учащихся
1.3. Принципы и подходы формирования программы
1.4. Формы и методы реализации программы
1.5. Методическое обеспечение
Раздел 2.Содержание и организация мероприятий
внеурочной деятельности
Раздел 3.Ожидаемые результаты реализации программы
Заключение
Список литературы

2

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является
создание условий для приобретения учащимися позитивного социального
опыта (социальных знаний).
Актуальность создания программы определяется тем, что личностные
проявления в поведении подростка, складываются не произвольно и
выступают результатом сложного процесса воздействия социальных
условий, в которых подросток существует и действует.
К сожалению, невнимание взрослых к проблемам несовершеннолетних,
нередко приводит к тому, что дети, пассивно усваивая негативные модели
поведения в «стихийном социуме» не имея знаний и социальных навыков,
необходимых для позитивного взаимодействия с социумом, становятся
жертвами выбранной модели поведения (изолируются от общества,
совершают преступления, становятся «трудными»).
Одно из направлений работы учителя-предметника в образовательном
учреждении заключается в создании условий для приобретения учащимися
позитивного социального опыта (социальных знаний), т.е. социализации
путем привлечения их к анализу ситуаций, требующих разрешения,
основанных на социальном опыте учащихся в соответствии с
общечеловеческими ценностями, социальными нормами, правилами и
духовными потребностями нравственной личности.
Успешная социализация - одно из условий подготовки современных
школьников, способных возродить общество и духовность нации.
В процессе социализации учащегося принимает участие все окружение
индивида: учителя, родители, соседи, сверстники, средства массовой
информации.
Социальный опыт – это результат специально организованного
усвоения общественного опыта, целенаправленного воспитания и обучения,
поэтому на них и необходимо сосредоточить главные усилия педагогов в
образовательном учреждении.
Таким образом, социальный опыт ребенка является результатом его
социализации и воспитания.
Дополним, что овладение социальным опытом происходит тремя
взаимосвязанными путями.
Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов
выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член
человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия
окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты
поведения, присваивает социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как
целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

3

В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в
самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще
невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям
жизни, к людям.
Социально активный ребенок характеризуется следующим образом:

проявляет желание и стремление включиться в посильное решение
проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона;

способен к самореализации, находит возможности для совместной
общественно полезной деятельности;

испытывает потребность в познании и самопознании;

стремится к красоте и поиску смысла жизни;

способен на милосердие, доброту, сострадание;

проявляет трудолюбие, знания народных обычаев; владеет
хорошими манерами; ведет здоровый образ жизни.
Программа содержит три раздела:
1) целевой (пояснительная записка, цели и задачи программы, основные
направления воспитания и социализации учащихся, принципы и подходы к
формированию программы, формы и методы реализации программы,
методическое обеспечение);
2) содержательный (содержание и организация мероприятий внеурочной
деятельности);
3) результативный (ожидаемые результаты реализации программы).
Программа должна обеспечивать достижение учащимися личностных
результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС
ООО и ФГОС СОО.
1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель работы в рамках программы: воспитание социально-активной,
высоконравственной личности учащегося.
Задачи, которые педагог ставит перед собой для приобретения
учащимися позитивного социального опыта (социальных знаний):
1) воспитывать патриотизм и гражданственность;
2) формировать толерантное поведение и правовое сознание;
3) формировать ответственное отношение к учению и познанию;
4) формировать основы культуры общения и построения межличностных
отношений.

4

Цели и задачи программы определены в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта к результатам
освоения учащимися основной образовательной программы основного
общего образования.
Программа реализуется через внеурочную деятельность с соблюдением
государственных санитарно-эпидемиологических требований к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях»
(http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok),
на
основе
методических
рекомендаций по организации внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14
декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ»).
1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ И
СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Программа включает следующие направления воспитания и
социализации учащихся:
1) усвоение учащимися гражданской идентичности, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного
возраста, норм и правил общественного поведения;
2) формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм
здорового и безопасного образа жизни.
Программа построена на основе традиционных ценностей российского
народа, таких как: патриотизм, гражданственность и направлена на развитие
и воспитание компетентного гражданина России.
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Принципы реализации программы:
1) принцип гуманности: создание в образовательном учреждении
атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства
личности ребёнка, учителя;

5

2) принцип
личностно-ориентированного
подхода:
признание
индивидуальности ребёнка; воспитание выступает как средство развития
личности учащегося;
3) принцип сотрудничества: построение взаимоотношений на основе
взаимного уважения и доверия учителей, ученика и родителей;
4) принцип целостности деятельности: единство процессов коррекции,
развития, обучения и воспитания учащегося;
5) принцип научности: развитие у учащегося понимания места и роли
человека в современном мире; создание эффективной системы научнометодического информирования учителей, постоянного повышения
профессиональной компетенции;
6) принцип
программно-целевого
подхода:
единая
система
планирования и своевременного внесения корректив в планы;
7) принцип вариативности: осуществление различных вариантов
действий по реализации задач; использование различных методик и
технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и
интересов участников образовательного процесса;
8) принцип
эффективности
социального
взаимодействия:
формирование у учащегося, навыков социальной адаптации, социализации;
9) принцип индивидуализации: всесторонний учёт уровня развития
способностей ребёнка, формирование на этой основе личных программ
стимулирования и коррекции развития учащегося; повышения учебной
мотивации и развитие познавательных интересов ребёнка.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный
подход (в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта), который обеспечивает:
 формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
 активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
 построение образовательного процесса с учётом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

1.4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Разнообразные формы деятельности педагога в рамках внеурочной
системы помогают учащимся приобретать социальный опыт (социальные
знания), понимать социальную реальность и повседневную жизнь, позитивно
относиться к базовым ценностям общества, получать опыт самостоятельного
социального действия.
Формы деятельности по приобретению учащимися позитивного
социального опыта (социальных знаний) следующие:
6

1) лекции-беседы, диспуты с учащимися в рамках урока, групповых и
индивидуальных бесед;
2) лекции-беседы с родителями;
3) коллективно творческая деятельность учащихся;
4) индивидуальное консультирование, собеседование.
5) участие детей в конкурсах, акциях, проектах;
6) привлечение общественности для достижения целей программы.
Методы воспитания в механизме социализации:
 пример великого человека, родителей, сверстников, педагогов; 
 метод педагогического убеждения;
 метод упражнения; 
 метод социального внушения; 
 метод соревнования; 
 метод поощрения.
1.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение следующее:
1) нормативно-правовая документация:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах
профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в
ред. от 05.01.2006 № 9-ФЗ);
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
Закон Республики Марий Эл от 09.11.2005 г. № 42-3 «О системе
профилактики и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий
Эл»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897 (изменен Приказом от 29 декабря 2014 года № 1644)
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования»;
Приказ Президента Российской Федерации от 04.02.2010 г. № 271
«Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические

7

требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»;
материалы Интернет-ресурсов:
«Сайт Министерства образования и науки Республики Марий Эл» http://mari-el.gov.ru/minobr/Pages/main.aspx;
«Образовательный
портал
Республики
Марий
Эл»
http://edu.mari.ru/default.aspx;
«Методика проведения классных часов: цели и задачи, формы
проведения, планирование и анализ» -http://klassnye-chasy.ru/metodicheskierazrabotki;
«Творческие конкурсы для детей, всероссийские олимпиады» http://ginger-cat.ru/;
«Все конкурсы, гранты, стипендии» - http://vsekonkursy.ru/;
«Центр
педагогического
мастерства
«Новые
идеи»
http://konkursidei.ru/polozhenie_o_konkurse/;
2) статьи педагогов в средствах массовой информации:
«Всероссийский интернет-педсовет»- http://pedsovet.org/forum/;
«Все школы России» - http://www.proshkolu.ru/;
«Открытый класс»- http://www.openclass.ru/.

8

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таблица 1
Мероприятия
1. Лекции-беседы, диспуты с учащимися
в рамках классного часа, групповые и индивидуальные беседы
(еженедельно)
Тема
Цель
Классы
Сроки
проведения
«Патриотизм в
5-11
Воспитание патриотизма,
классы
современном
уважения к Отечеству,
обществе»
законопослушного
поведения
«Учеба – твой
5-8
Формирование
главный труд»
ответственного отношения к классы
учению, готовности к
самообразованию на основе
положительной мотивации к
обучению; снижение
«прогулов» уроков
«Актуальные
Формирование первичных
8-11
классы
проблемы
представлений о ценностях
современных
личности и качествах
подростков»
личности, помогающих
успешно учиться,
«Ценностные
трудиться
качества
личности»
«Культура
1-8
Формирование осознанного,
взаимоотношен уважительного и
классы
ий в
доброжелательного
коллективе»
отношения к другому
«Мы такие
человеку, его мнению и
разные…»
мировоззрению
«Социальные
Освоение социальных
1-7
классы
нормы и
норм, знаний, опыта, а
отклоняющееся
также правил поведения в
поведение»
обществе
«Противоправн
Развитие морального
1-11
классы
ые действия
сознания и компетентности
подростков и
в решении моральных
9

их
ответственност
ь»

«Правила
поведения на
перемене»
«Правила
поведения на
уроках»
«Взаимоотнош
ения в
ученическом
коллективе»
«Правила
безопасности и
поведения
дома, на дороге
ив
общественных
местах»
«Актуальные
проблемы
современных
подростков»
«Правила
здорового
образа жизни»
«Правила
поведения в
природе»
«Семья - мой
дом родной. Там
я живу, там мой
покой, мое
пристанище и

проблем на основе
личностного выбора,
формирование
нравственных чувств и
нравственного поведения,
осознанного и
ответственного отношения
к собственным поступкам
Формирование
коммуникативной
компетентности в общении
и сотрудничестве со
сверстниками, детьми
старшего и младшего
возраста, взрослыми в
процессе образовательной
деятельности

1-11
классы

Усвоение правил
индивидуального и
коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей,
правил поведения на
транспорте и на дорогах

1-11
классы

Формирование ценности
здорового и безопасного
образа жизни
Формирование основ
экологической культуры

1-11
классы

Осознание значения семьи в
жизни человека;
уважительное и заботливое
отношение к членам своей
семьи

1-11
классы

1-11
классы

10

кров, мои мечты,
моя любовь»
1-11
«Соблюдение
Формирование уклада
классы
основных
школьной жизни,
требований к
обеспечивающего создание
учащимися
социальной среды развития
учащихся
гимназии»
2. Лекции-беседы с родителями (ежемесячно)
Тема
Цель
Классы
«Как
помочь
ребенку
учиться»
«Отклоняющее
ся
поведение
ребенка»
«Администрати
вная
ответственност
ь родителей»

Развитие педагогической
компетентности родителей
(законных представителей)
в вопросах воспитания и
образования детей в семье

1-11
классы

Ознакомление с
административной
ответственностью
родителей за воспитание,
образование и содержание
несовершеннолетних детей
Поддержание активного
участия родителей в
воспитании здорового
поколения

1-11
классы

Сроки
проведения

5-11
«Взаимодейств
классы
ие педагогов и
семьи в
обучении детей
и подростков
здоровому
образу жизни»
3. Коллективная / индивидуальная творческая
деятельность учащихся
Форма
Цель
Классы
Сроки
Тема
проведения
Игра в группах: Формирование
7-11
«Российский
классы
осознанного,
экспресс» (с
уважительного и
кем я поеду в
доброжелательного
одном купе?)
отношения к другому
человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской
позиции, к истории,
культуре, религии,
традициям, языкам,
ценностям народов России
11

и народов мира.
Формирование
коммуникативной
компетентности в общении
и сотрудничестве со
сверстниками
Освоение ролей и форм
социальной жизни в
группах и сообществах

5-11
Коллективная,
классы
индивидуальна
я творческая
работа по
методикам:
«Личностная
карта»,
«Интеллекткарта»,
«Диагностическ
ая карта»
4. Индивидуальное консультирование, собеседование, просвещение,
информирование родителей, педагогов, учащихся (ежедневно)
Тема
Цель
Классы
Сроки
проведения
1-11
«Взаимоотнош
Поддержка и
классы
ения в семье»
индивидуальное
сопровождение
становления и развития
педагогической культуры
родителей
.
1-11
«Отклоняющее
Содействие родителям в
классы
ся поведение
решении индивидуальных
ребенка. Пути
проблем воспитания детей
коррекции»
«Межличностн
ые отношения
детей»
«Организация
досуга
учащихся»
«Предупрежде
ние
правонарушени
й,
преступлений
несовершеннол
етних»

Методическая помощь
классному руководителю в
самостоятельной работе с
подростком и в решении
проблемных ситуаций в
классном коллективе
Формирование у ребенка
правильных представлений
об аномальных привычках
и формах поведения, об их
социальных последствиях

1-11
классы

1-11
классы

12

5. Участие детей в конкурсах, акциях, проектах (ежегодно)
Цель: усвоение учащимися нравственных ценностей, приобретение опыта
нравственной, общественно значимой деятельности.
6. Привлечение общественности для достижения целей программы.
Цель: приобщение к общественной деятельности, к школьным традициям
РАЗДЕЛ 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результативностью своей работы по созданию условий для
приобретения учащимися позитивного социального опыта (социальных
знаний) считаю следующее:
1) положительные личностные изменения учеников;
2) повышение нравственной и коммуникативной культуры учащихся;
3) достижение высоких результатов в области социально значимых
конкурсах, исследований, мероприятий, направленных на помощь
окружающим людям, на улучшение качества окружающей среды.
Планируемые результаты должны:
 отражать требования Федерального государственного
образовательного стандарта; 
 передавать специфику образовательного процесса;
 соответствовать возрастным возможностям учащихся.
Планирую проектную деятельность с учащимися, систему поощрения
социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
учащихся (рейтинг, формирование портфолио, и т.п.)
Результатом успешной социализации подростков в образовательной
организации может стать создание личностного социального проекта
«Лестница успеха». Этот социальный проект защищается по итогам
реализации данной программы.
На усмотрение детей проект можно оформить в виде портфолио, куда
подросток может обращаться к своим целям.
Для выявления отношения к тем или иным социальным явлениям в
подростковой среде можно использовать анкетный опрос.
В представленной диагностике фиксируются не просто отношения, а
направленность индивида на предмет социальных отношений.
Выделяю четыре показателя, имеющих качественно-количественное
соответствие:
Интеграция – осознанность, активность, устойчивость – 4 балла.
Индивидуализация – активность, устойчивость, неосознанность – 3
балла.
Адаптация – слабая активность, неустойчивость, неосознанность – 2
балла.
Индифферентность – 1 балл.
13

Таблица 2
Направленность индивида на предмет социальных отношений
Направленность

Критерии

1.
Принадлежность
к исторической
общности

Интересуюсь историей народов.
Мне интересна история страны,
города, семьи. Доброжелателен к
людям других национальностей. Мне
интересна литература по этнографии.
Знаю историю своей семьи.
Занимаюсь в исторических кружках,
участвую конференциях по
этнографическим проблемам.
Стремлюсь больше узнать о своей
стране, народностях, ее населяющих.
Интересуюсь историей своей семьи.
Знаю традиции и обряды своего
народа. Читаю литературу по истории
и этнографии.
Изредка читаю историческую
литературу. Слабо разбираюсь в
вопросах национальной культуры. Не
проявляю интереса к национальным
традициям и корням своей семьи.
Совершенно индифферентен к
вопросам истории своей страны,
традициям народа, о семье имею
лишь самое общее представление.
Соблюдаю нормы общественного
поведения. Склонен к
самосовершенствованию,
непримирим к проявлениям
безнравственности. Стремлюсь к
тому, чтобы слово не расходилось с
делом. Способен признать свою вину
и исправить ошибки. Осознаю
ответственность, неотвратимость
наказания за совершенные поступки.
Стремлюсь быть честным, правдиво,

2. Усвоение
ценностей

Показатели,
оценки
Лидерорганизатор
(4 балла)

участник
(3 балла)

активный
наблюдатель
(2 балла)

пассивный
наблюдатель
(1 балл)
Лидерорганизатор
(4 балла)

участник
14

3. Социальная
инициатива

понимаю товарищество как важное
качество. Способен справедливо
оценивать свои действия и поведение
товарищей. Отрицательно отношусь к
нарушителям дисциплины и порядка.
Противостою жестокому отношению
к животным.
Имею представление о чести,
достоинстве, о прекрасных и
благородных поступках.
Очень слабо стремлюсь следовать
воображаемому идеалу.
Нравственные принципы отстаиваю
больше на словах, чем на деле.
Не признаю норм общественного
поведения, равнодушен к
проявлениям безнравственности
вокруг себя.
Проявляю устойчивый интерес к
общественно-политическим
событиям в своей стране и за
рубежом. Знаю о существовании
различных политических течений.
Проявляю интерес к общественнополитическим передачам по радио и
телевидению. Всегда в курсе событий
в нутрии страны и за рубежом, готов
аргументировать свою позицию.
Участвую и активно работаю в
политических объединениях,
разъясняю сверстникам современную
социально-политическую обстановку.
Проявляю интерес к событиям внутри
страны и за рубежом. Смотрю
отдельные политические передачи,
читаю газеты, но недостаточно
владею вопросом. Активно спорю со
сверстниками по этой проблеме, но в
случае затруднений придерживаюсь
точки зрения большинства.

(3 балла)

активный
наблюдатель
(2 балла)

индифферентность
(1 балл)

Лидерорганизатор,
интеграция
(4 балла)

участник,
индивидуализация
(3 балла)

15

4.
Направленность
на природу

5.
Направленность

Знаю о важнейших общественнополитических событиях,
происходящих в стране, изредка
смотрю телепередачи о событиях
внутри страны и за рубежом.
Стараюсь избегать разговоров о
политике и социальных проблемах,
чувствую себя недостаточно
осведомленным в этих вопросах.
Совершенно не разбираюсь в
общественно-политическом
устройстве своей страны и не
интересуюсь этим вопросом.
Имею четкое представление о флоре
и фауне. Имею научное понимание
происхождения растений, животных
и человека. Понимаю взаимодействие
природы и человека. Выступаю в
качестве организатора
природоохранной деятельности.
Интересуюсь научными открытиями
в области природы. Имею
представление о роли человека в
охране и преобразовании природы.
Выезжаю на природу, хожу в походы,
ухаживаю за животными и
растениями.
Испытываю интерес к наблюдениям
за природными явлениями, не вникаю
при этом в существо вопроса. Знаю
отдельные виды животных и
растений. Могу принимать участи в
походах, но не испытываю при этом
единения с природой, выступаю как
ее потребитель.
Не интересуюсь растительным и
животным миром. Сам того не
осознавая, постоянно приношу вред
природе.
Осознанно и избирательно увлекаюсь
искусством. Активно посещаю

активный
наблюдатель,
адаптация
(2 балла)

пассивный
наблюдатель,
индифферентность
(1 балл)
Лидерорганизатор,
интеграция
(4 балла)

участник
(3 балла)

активный
наблюдатель
(2 балла)

пассивный
наблюдатель
(1 балл)
лидерорганизатор
16

на искусство

6.
Направленность
на учение

выставки, музеи, театры. Занимаюсь
художественными видами
деятельности. Ярко выражаю
стремление к пропаганде искусства.
Имею художественный вкус. Полон
стремлений красиво оформить свою
комнату, квартиру, класс и др.
Увлекаюсь различными видами
искусства. Вместе с классом посещаю
театры, выставки, музеи, читаю книги
об искусстве. Пытаюсь найти
прекрасное в произведениях
искусства и окружающей
действительности.
Владею поверхностными знаниями об
искусстве. Есть желание заняться
художественными видами
деятельности. Редко проявляю
эстетические чувства.
Не испытываю ни какой потребности
в общении с искусством. Отсутствует
всякий эмоциональный отзыв на
предмет искусства.
Хорошо и без принуждения учусь в
школе, проявляю ответственность за
процесс учения, стремлюсь быть
примером для других. Испытываю
уважение к книге как основному
источнику знания. Понимаю значение
полученных знаний для приобретения
профессии. Инициирую различного
рода беседы, разговоры, выступаю
носителем новой конструктивной
информации.
Добросовестен в учебе. Способен
преодолеть трудности в учении.
Интересуюсь познавательными
передачами, но преимущественно в
рамках школьной программы.
Познавательную активность
проявляю исключительно в рамках
школьной программы.
Дополнительный материал
привлекаю только по рекомендации
учителя. Бывают срывы в учебе.

(4 балла)

участник
(3 балла)

активный
наблюдатель
(2 балла)
пассивный
наблюдатель
(1 балл)
лидерорганизатор
(4 балла)

участник
(3 балла)

активный
наблюдатель
(2 балла)

17

7.
Направленность
на труд

Инициатива в получении новых
знаний отсутствует.
Учусь с большим трудом и по
принуждению. Мало, что понимаю
даже в пределах школьной
программы.
Охотно занимаюсь любой трудовой
деятельностью, осознаю пользу
труда. Привношу в труд элементы
творчества. Способен планировать
собственную трудовую деятельность.
Осознаю активную ценность разных
профессий. Задумываюсь о выборе
собственного профессионального
пути. Нетерпимо отношусь к
недобросовестной работе.
Не отлыниваю от любой работы.
Ответственно отношусь к трудовым
заданиям. Самостоятельно могу
выполнять постоянные поручения.
Имею полное представление о разных
профессиях. Формирую
первоначальные профессиональные
умения.
Не проявляю трудовую инициативу.
При выполнении трудового
поручения не усидчив, не проявляю
ответственности к порученному делу,
могу не довести его до конца. Имею
лишь общее представление о
различных профессиях.
Тружусь исключительно по
принуждению с большой неохотой.

8.
Осознаю ценность общения. Ищу
Направленность положительные качества в
на других людей окружающих людях и стараюсь
походить на них. Поддерживаю
слабых, выступаю в их защиту,
переживаю их достижения и неудачи
как свои собственные. Стремлюсь
найти приложение своим силам,
чтобы помочь другим. Способен
активизировать инициативу других.
Охотно иду на контакт, способен

пассивный
наблюдатель
(1 балл)
лидерорганизатор
(4 балла)

участник
(3 балла)

активный
наблюдатель
(2 балла)

пассивный
наблюдатель
(1 балл)
лидерорганизатор
(4 балла)

участник
18

9.
Направленность
на себя

оказать помощь, если об этом
попросят. В отношениях с другими
предпочитаю взаимное расположение
и понимание. Проявляю устойчивость
в позитивных отношениях со
сверстниками и взрослыми.
Проявляю безразличие к общению,
выражаю отрицательное отношение к
совместной деятельности.
Совершенно равнодушен к неудачам
и достижениям сверстников. На
просьбы о помощи откликаюсь, но
делаю это без энтузиазма.
Неохотно иду на контакт,
предпочитаю обособленность,
нередко проявляю враждебность к
сверстника.
Способен к осознанию себя как
личности и оценке своих поступков.
Всегда требователен к себе,
ориентирован на идеал. Соблюдаю
чувство меры относительно своего
внешнего вида. Объективно
оцениваю свои достоинства и
недостатки. Занимаюсь спортом,
закаливанием.
Стремлюсь к самодисциплине,
придерживаюсь режима дня.
Ориентирован на спорт, горжусь
своими успехами. Недостаточно
организован, мало задумываюсь над
последствиями своих слов и
поступков, не критичен к себе.
Нередко совершенно не требователен
к себе, не чувствую ответственности
за свои слова и поступки, живу одним
днем, не задумываюсь о завтрашнем
дне. В сложных ситуациях раскисая и
не могу собраться, часто себя жалею.
Не предъявлю к себе ни каких
требований. У меня преобладает
подавленное настроение,
пессимистический тон, неряшливое
отношение к своей внешности,
мыслям, словам и делам.

(3 балла)

активный
наблюдатель
(2 балла)

пассивный
наблюдатель
(1 балл)
лидерорганизатор
(4 балла)

участник
(3 балла)

активный
наблюдатель
(2 балла)

пассивный
наблюдатель
(1 балл)

19

Результаты диагностики наглядно представляют трудности и успехи
социализации ребенка:
9 баллов – пассивный наблюдатель – отсутствие реакции, низкий
социальный статус;
18 баллов – активный наблюдатель – включению в деятельность что-то
мешало, зависимость от мнения сверстников;
27 баллов – участник – один из многих, ориентация на
самостоятельность;
36 баллов – лидер-организатор, инициатор акции, высокий уровень
притязаний.
Порядок мониторинга реализации программы может быть следующий:
1) входной; 2) текущий; 3) итоговый.
Анализ результатов социализации подростков позволяет сделать вывод о
том, происходит ли социализация детей в течение реализации программы
воспитательной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей
жизни человека. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и
изменения. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих
изменений и от нас. Миру нужен самостоятельный человек. Еще на
школьной скамье ребенка нужно научить ориентироваться в быстро
меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках
цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения. Частью
процесса социализации является воспитание и обучение. Именно школа
должна помочь состояться молодому человеку. Поэтому успешная
социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей
каждого образовательного учреждения. Успешная реализация этой идеи
может осуществляться только одним способом - созданием для ученика
условий для приобретения позитивного социального опыта (социальных
знаний).
Содержательная часть модели социализации учащихся может быть
представлена как:
формирование социальных мотивов. Социальные мотивы связаны с
такими категориями, как поведение, взаимодействие человека с другими
людьми, умение оказать компетентную помощь себе и другим;
формирование социальных и правовых знаний связано со знаниями о
своей личности и качествах, влияющих на приобретения жизненного опыта;
20

формирование социального и гражданского опыта – обучение новым
способам и приемам деятельности, чтобы способности перешли на уровень
устойчивого социального опыта и способствовали личностному становлению
подростка в настоящем и будущем.
Один из эффективных способов социализации детей это –
сотрудничество между взрослыми и детьми, общение с элементами
наставничества, совместных мероприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галагузова М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова и др. - М.,
2000. - 415 с.
2. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое
пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб., 2003. - 144 с.
3. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте
социальной ситуации / А.Ю. Дроздов // Социологические исследования. – М.,
2003. - №4. - С. 95-98.
4. Жирякова
А.А.
Структура
воспитательной
работы
в
общеобразовательной школе / А. А. Жирякова // Классный руководитель. 2001. - № 1. - С. 66-74.
5. Зайцев А.Г., Зайцев Г.К., Ткачук В.А. Обоснование эффективности
поребностно-информационного педагогического подхода к предупреждению
наркозависимости у молодежи // Вопросы наркологии. - 2004 - №3. - С. 6368.
6. Иванцова А. О работе с проблемными семьями / А. Иванцова //
Воспитание школьников. - 2000. - № 10. - С. 18-20.
7. От личности родителей к личности ребенка // В.М. Целуйко
Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.,
2003. - С. 203-214.
8. Подобед С.О. Модель школьного самоуправления как один из
способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании,
повышения социальной компетентности учащихся / С.О. Подобед //
Классный руководитель. - 2002. - №8. С 30 - 36.

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».