Положение об организации обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов

с

ПРИНЯТО

>

УТВЕРЖДАЦО»
\=
вас

==

слу

ОУ «ГСШ №1»

. Директор

на заседании

’

совета

педагогического

А.А. Скорняков

—
7

4 сентя бря

от «04» сентября 2024г.,

»

2024

г.

Протокол №15

ПОЛОЖЕНИЕ

0б

организации обучения детей
детей

1.

—

ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов в МБОУ «ГСШ №1»
с

Общие положения.

1.1. Настоящее положение "Об организации обучения детей с ограниченными

возможностями здоровья и инвалидностью в МБОУ «ГСШ №1» (далее - Положение)

разработано

в

целях

гарантированных

реализации

на получение

граждан

прав

образования для обучающихся с ОВЗ.

— ОВЗ) —

1.2. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее

физическое

лицо,

имеющее

недостатки

препятствующие

получению

физическом

(или)

и

психологическом
комиссией

психолого-медико-педагогической

подтвержденные

развитии,

в

образования

без

специальных

создания

и

условий.

Обучающийся с ОВЗ может иметь или не иметь инвалидность.
1.3.

специальные
воспитания,

Под

специальными

образовательные

учебники,

индивидуальные

обучения/воспитания

понимаются

программы, методы и методики развития, обучения,

учебные

технические

условиями

пособия,

дидактические

средства обучения

и наглядные

материалы,

коллективного и индивидуального

и
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), проведение групповых
без которых невозможно
индивидуальных коррекционных занятий и другие условия,
ОВЗ.
или затруднено освоение образовательных программ обучающимися
1.4. Положение разработано в соответствии с - Федеральным законом от

с

29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации";
-

-

Законом РФ "Об основных гарантиях прав ребенка";
29.12.2015)
Федеральным законом от 24.11.1995 М 181-ФЗ (ред. от

детей)
социальной защите инвалилов в РФ" (обучение детей с ОВЗ, часто болеющих

"О

Федеральным

-

обучающихся

приказом Минобрнауки России
Федеральным

-

общего

№

нарушениями),

(интеллектуальными

утв.
|

19.12.2014 № 1599;

государственным

стандартом

начального

Минобрнауки

России от

стандартом

начального

образовательным

1598;

Федеральным

-

от

образования

стандартом

обучающихся с ОВЗ, утв. приказом

образования

19.12.2014

отсталостью

умственной

с

образовательным

государственным

государственным

образовательным

общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 №1897;
ФГОС среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от

-

17.05.2012 №413;
Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 М 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об

-

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
общеобразовательным

основным

программам

образовательным

-

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- СанПиН 2.4.2.2821-10

и организации обучения
-

в

"Санитарно-эпидемиологические

общеобразовательных учреждениях";
"Санитарно-эпидемиологические

СанПиН 2.4.2.3286-15 (ред. от 10.07.2015)

требования

к условиям

осуществляющих

требования к условиям

и

организации

образовательную

воспитания

обучения и
по

деятельность

организациях,

в

адаптированным

основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
|

здоровья";
- Приказом

условий

Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 Порядок обеспечения

доступности

для инвалидов

объектов и

предоставляемых

услуг в сфере

образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";
Приказом Минобрнауки России от 22.01.14 №32 "Об утверждении Порядка
общего
приема граждан на обучение по образовательным программам начального
-

основного и среднего образования"
-

Письмом

методических

России от 29.04.16 № ВК-641/09 "О направлении

Минобрнауки

рекомендаций по вопросам внедрения федерального

образовательного

стандарта

общего

начального

ограниченными

возможностями

образовательного

стандарта

здоровья

образования

(интеллектуальными нарушениями)";

и

образования
федерального

обучающихся

с

государственного
обучающихся

с

государственного

умственной

отсталостью

Приказом

-,

России от 29 августа 2013

Минобрнауки

года №

1008

"Об

утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
общеобразовательным программам"

дополнительным
Приказом

-

организациями,
обучения,

России от 09.01.2014 № 2 "Порядок

Минобрнауки

образовательную

осуществляющими

технологий

образовательных

дистанционных

деятельность,

применения
электронного
реализации

при

образовательных программ";
Письмом

-

Минобрнауки России

политики в

государственной

Департамента

сфере защиты прав детей от 10 декабря 2012 г. М 07-832 по организации обучения на
дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий;
Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 "О порядке проведения

-

итоговой

государственной

по

аттестации

образовательным

программам

среднего

общего образования";
Приказом Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. №177 "Об утверждении

-

порядка и условий
осуществляющей

образовательную

общего,

начального
организации,

обучающихся из одной

организации,

образовательным

программам

деятельность

по

общего и среднего общего

основного

образовательную

осуществляющие

программам соответствующих уровня
-

перевода

осуществления

образования, в другие

деятельность

по

образовательным

и направленности".

Приказом Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об утверждении

образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными
возможностями
имеющим

здоровья

(с

различными

общего и среднего

основного

формами
общего

умственной

образования и

отсталости),

не

обучавшимся но

адаптированным основным образовательным программам".
-

Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Минобрнауки России к

использованию в образовательном процессе в общеобразовательных

учреждениях, на

текущий учебный год.
-

Уставом, другими локальными документами МБОУ «ГСШ №1»

1.5. Положение определяет порядок организации воспитания и обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
2. Порядок приема детей с ОВЗ в МБОУ «ГСШ №1»
2.1.

Прием

территориальному

детей

с

принципу в

ОВЗ

в

МБОУ

соответствии

с

«ГСШ

№1»

общим

порядком,

осуществляется

по

установленным

федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами
для приема

граждан в

государственные

образовательные

учреждения.

В

приеме

обучающихся с ОВЗ с других территорий может быть отказано по причине отсутствия
в ней свободных мест.

2.2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только на основании
заключения и рекомендаций ИМПК и

на основании

письменного заявления родителей

(законных представителей) на создание специальных условий обучения
МБОУ «ГСШ №1».

и

воспитания

в

2.3. Совместное воспитание и обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких
ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
В случае

невозможности

образовательные

совместного обучения лиц с ОВЗ, успешно осваивающих
и лиц, не

программы,

ограничений,

таких

имеющих

возможно

обучение по иной форме по заявлению родителя (законного представителя ребенка).
2.4. Решение об оптимальной форме организации
ребенка с ОВЗ при

поступлении в Школу

углубленного динамического
родителей

(законных

соответствующим
возможностями
интегрированные

классы/группы

процесса
данных

обследования и при согласии

Решение

Зачисление

протоколом.
здоровья в

принимает Пк на основании

психолого-педагогического

представителей).

образовательного

Консилиума
ребенкас

(перевод)

компенсирующей

оформляется
ограниченными

направленности

и в

осуществляется по заявлению родителей (законных

классы/групны

представителей) и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.
2.5. При комплектовании интегрированных классов необходимо по возможности
объединять

в

одном классе детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих

рекомендации ПМИК на обучение

по одной и той же АООП.

2.6. В компенсирующие и интегрированные

классы/группы могут зачисляться

дети с различными видами нарушений, только при соблюдении условий, что такое
обучение

не

препятствует

успешному

освоению

образовательных

программ

и

отсутствуют соответствующие медицинские противопоказания.
4. Организация обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью.

3.1. В Школе
Обучение по варианту

специальные

созданы
1

условия

обучения для детей с ОВЗ.

ФГОС НОО ОВЗ организуется по основной образовательной

программе, при необходимости

-

в соответствии с индивидуальным учебным планом.

При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его
продолжительность может быть изменена с учетом особенностей и образовательных
потребностей

конкретного

обучающегося

АООП

для

таких

обучающихся

в
разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется, как
по
урочной так и во внеурочной деятельности. Вариант 2 предусматривает обучение

АООП с изменениями в содержательном и организационном

разделах (программы

как в урочной так и внеурочной

области и курсов,

коррекционно-развивающей

отдельных учебных предметов, курсов

реализующиеся на основе учебного

деятельности,

плана), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.
3.2. Обучающиеся имеют право на предоставление
учетом особенностей их психофизического
социально-педагогической

получение,

условий для обучения с

развития и состояния здоровья, в
психологической

и

Т.

ч.

бесплатной

помощи,

психолого- медико-педагогической коррекции:

— в классах начального общего образования, в которых обучаются дети по
АООП,

разработанной в соответствии с ФГОС ОВЗ;
— в классах для обучения по специальной индивидуальной программе развития

(СИПР),

учитывающей

особенности

психофизического

индивидуальные

развития,

возможности обучающегося в соответствии с ФГОС ОВЗ;

— в классах, в которых реализуется инклюзивная форма обучения;
технологии и

— в классах, в которых реализуются здоровье сберегающие
созданы

специальные

условия

обучения для

детей-инвалидов

и детей,

имеющих

хронические заболевания, подтверждающиеся медицинским заключением;

— обучение

на дому(с

использованием

образовательных

дистанционных

технологий);

—

индивидуальное

обучающихся

обучение

с

ОВЗ

выраженными

с

поведенческими отклонениями (индивидуальный учебный план).
3.3. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по АООП:

— начальное общее образования

-

срок обучения увеличивается не более чем на

два года (до шести лет освоения образовательной программы);

— основного общего образования
на

один

год,
— среднее общее образования

один

-

-

срок обучения увеличивается не более чем

срок обучения увеличивается не более чем на

Год.
3.4. Обучающиеся с ОВЗ получают образование в следующих формах:

— в образовательной организации;
— вне образовательной организации:
3.5. Для выполнения рекомендаций ПМПК, Школа может использовать сетевую
форму реализации адаптированной образовательной программы, обеспечивающую
возможность ее освоения обучающимися с использованием ресурсов нескольких
организаций,

осуществляющих

образовательную

деятельность,

а

также

(при

необходимости) с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой

формы реализации АООП осуществляется на основании договора между указанными
организациями.
3.6. Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ происходит
так и во время внеурочной

деятельности,

которая

индивидуальным учебным планом, индивидуальным
первой половине дня могут быть организованы

Коррекционно-развивающую

уроков,

учебным планом,

определяется

образовательным маршрутом. В

коррекционно-развивающие занятия

учителем-дефектологом и педагогом-психологом.

учителем-логопедом,
3.7.

как в ходе

с

проводят учитель-

работу с обучающимися

дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Для этих занятий
предусматривается?
рекомендациям
3.8.

- 3

ПМИК

и

Реализация

коррекционно-развивающей

часа

ПИК..
индивидуальных

учебных

работы в неделю согласно
|

планов

может

сопровождаться

поддержкой тьютора (ассистента, помощника) на основании рекомендации ПМИОК
ребенка-инвалида. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к
или ИПРА

для

обучающимся с ОВЗ (с задержкой

психического развития и различными

формами

умственной отсталости).
3.9. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:

— бесплатным двухразовым питанием
— компенсационными выплатами на питание обучающимся на надомной форме
обучения.
3.10. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье
обучающихся, реализацию их конституционного права на получение бесплатного
общеобразовательных
образования в пределах усвоения ими адаптированных
программ, соответствующих их психофизическим возможностям.
3.11.
реабилитации

Родители
детей.

(законные
Родители

представители)
(законные

принимают

представители)

информацию о всех видах планируемых обследований

в

процессе

право

получать

участие

имеют

(психологических,

психолого-

педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или
в них,
участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия
обучающихся. Шо
получать информацию о результатах проведенных обследований
согласованию с администрацией
уроках и индивидуальных

школы родители имеют право

присутствовать на

занятиях, принимать участие в подготовке и проведении

всех внеклассных и внешкольных мероприятий.
4. Формы обучения детей с ОВЗ в МБОУ «ГСШ №1»

в
4.1. Форма обучения и программа определяется при зачислении обучающегося
с медицинскими
Школу по заявлению законного представителя ребенка в соответствии

ПМПК

заключением

показаниями,

и

школьного

результатами

психолого-

педагогического консилиума (ШТ®).
4.2. С учетом потребностей и возможностей развития личности обучающегося
общеобразовательные
урочная,

программы могут осваивать в следующих

групповая,

использованием

с

надомная,

формах: класснотехнологий,

дистанционных

смешанная.
4.3. Классно-урочная и групповая формы обучения
При организации совместного обучения детей с
ограничений,

классы

создаваться

могут

Наполняемость класса

ОВЗ

и

детей, не имеющих таких
(инклюзия).

обучения

интегрированного

обучения составляет не более 20 человек,

интегрированного

количество обучающихся с ОВЗ не более 3-4 человек.
Количество
возможностью

классов

отдельных

школы,

санитарными

(групп)
нормами

для
и

детей

ОВЗ

с

для

условиями

определяется
осуществления

образовательного процесса.
Наполняемость классов и групп:
—щ

форма - не более 15

классно-урочная

санитарных норм);

— групповая

форма

-

обучающихся (в зависимости от

не более 8-х обучающихся.

Пятидневная учебная неделя, начало занятий - 8.30, 9.00, продолжительность
уроков во 2 -11 классах до 45 мин, в первых классах до 35 мин. Учебный план

на основе

разрабатывается

базисного

Федерального

учебного

При

плана.

этом

вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и
психофизические

Недельная

возможности.

учебная

нагрузка

классно-урочной

и

групповой форм обучения соответствует учебному плану образовательного учреждения
на текущий год.
4.4.

Надомная

входящим в контингент

обучающимся,

организовывается

Индивидуальное

обучения

форма

на

обучение

дому

МБОУ «ГСШ №1» при

наличии справки КЭК ДГИ. График организации образовательного процесса в форме
обучения на дому,
обучающегося

в

образовательные
соответствии

с

обеспечивать

образование

образовательным

стандартом.

технологии должны
государственным

Пятидневная учебная неделя, продолжительность уроков во2 -11 классах до 45 мин, в
первых классах до 35 мин. Учебный план разрабатывается на основе Федерального
базисного

учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет

интересы

обучающихся,

осуществляется
совместно

с

на

их

потребности

основании

родителями.

Право

и

возможности.

Выбор

учебного

психолого-медико-педагогических
распределения

часов по

учитывать

учебным

плана

рекомендаций
дисциплинам

предоставляется

образовательному

психофизических

особенностей,

согласовывается с родителями

рекомендаций.

индивидуальных

Расписание

занятий

обучающегося и утверждается директором школы. С
обучающегося

представителями)

(законными

родителями

медицинских

учётом

с

учреждению

договор на

заключается

индивидуальную (надомную) форму обучения.
4.5.

Индивидуальная

детей с выраженными
окружающим,
плана.

После

форма обучения

проведения

учебный план). Для

угрожающими

отклонениями,

поведенческими

индивидуальное

(индивидуальный

организовано на основе

обучение

наблюдений

динамических

безопасности

индивидуального
школы,

специалистами

решению Пк, может быть организовано индивидуальное обучение обучающихся
с учетом

психофизических и

развивающих

возможностей,

психо-эмоциональных

введением в совместное

занятий с поэтанным

с

по
ОВЗ

коррекционно -

обучение с другими

обучающимися.
Выбор

вариантов

психофизического

развития и возможностей

дефекта, особенностей эмоционально
рекомендаций

зависит

обучающегося

обучения

-

от

особенностей

обучающихся, сложности структуры их

волевой сферы, характера течения заболевания,

лечебно-профилактического

учреждения,

психолого-педагогического

консилиума, государственной службы медико-социальной экспертизы.
5. Аттестация обучающихся с ОВЗ в Школе.

5.1. Оценка учебных достижений

обучающихся с ОВЗ осуществляется:

ГП-

ступени — осуществляется по триместрам;
Ш ступень- по полугодиям.
Используется 5-ти бальная система оценок, зачетная система. В 1-4 классах
безотметочная система обучения.
5.2. Система аттестации включает:

5.21. Обучающиеся с ОВЗ могутне участвовать

в

диагностиках МЦКО.

5.2.2. Промежуточную аттестацию - по итогам прохождения темы (контрольная
работа, тестирование) триместра, полугодия, года.
5.2.3. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в
форме государственного выпускного экзамена в соответствии с Порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
общего образования,

26.12.2013 №
утвержденной приказом Минобрнауки России от

1400.

5.2.4. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по
В форме основного
своему желанию проходить государственную итоговую аттестацию

экзамена (9-е классы) и единого

государственного

экзамена (11-

государственного

еклассы).
5.2.5. Лицам с ОВЗ (с

общего и среднего

основного

имеющим

формами

различными

общего

выдается свидетельство об обучении по

АООЦП,

об

свидетельства
возможностями

обучении

и

(с

здоровья

порядка

его

выдачи

формами

различными

общего и среднего

основного

имеющим

и

не

обучавшимся по

и

в порядке, установленном

России от 14.10.2013 № 1145 "Об

Минобрнауки

приказом

образования

образцу

отсталости),

умственной

утверждении
с

лицам

образца

ограниченными
отсталости),

умственной

не

образования и обучавиимся по

общего

адаптированным основным общеобразовательным программам".
5.2.6. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование,
успешно

прошедшим

экзамена (9-е классы) и единого

государственного
классы),

аттестацию

итоговую

государственную

выдаются

документы

об

образовании

в

основного

форме

экзамена (11-е

государственного

(аттестаты об основном

общем и

среднем общем образовании).
5.2.7. Выпускники,

способности и трудолюбие в учении могут

проявляющие

быть награждены золотой или серебряными медалями "За особые успехи в учении",
похвальной

грамотой

"За

особые

успехи

в

изучении

предметов".

отдельных

производится в соответствии с Положением о золотой и серебряной
медалях "За особые успехи в учении", о похвальной грамоте "За особые успехи в
Награждение

изучении отдельных предметов" и похвальном листе "За отличные успехи в учении".
Особенности

6.

реализации

образовательных

электронного обучения и дистанционных
обучения,

электронного

образовательных

дистанционных

применением

с

программ

технологий.

образовательных

Применение

технологий

может

обучения
осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме
(очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения в
соответствии

с

дистанционных

Положением

об

электронном

обучении

и

использовании

Школа при
образовательных технологий в образовательном процессе

отсутствии медицинских противопоказаний.
Аббревиатуры, используемая в документе:
ФГОС- федеральный государственный образовательный стандарт
АООП- адаптированная основная общеобразовательная программа

-

ТНР
ЗПР

задержка психического развития

-

НОДА
РАС

тяжелое нарушение речи

нарушение опорно-двигательного аппарата

расстройство аутистического спектра

СИПР

-

специальная индивидуальная программа развития

ИПРА- индивидуальная программа реабилитации

-

ИМИПК
ИПК

психолого-медико-педагогическая

и

абилитации

комиссия

психолого-педагогический консилиум (школы)

КЭК- клинико-экспертная комиссия
Школа — МБОУ «ГСШ №1»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».