МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Городищенская средняя школа №1» 403003 Волгоградская область, п. Городище, ул. Чуйкова, 6а т. 8 (844 68) 3-30-48 РАССМОТРЕНО на заседании МО от _______пр. №___ __________________ руководитель МО учителей истории и обществознания Т.В. Денисова РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании ________________ методического совета зам. директора по УВР от ________ пр. №___ Р.Г. Егорова УТВЕРЖДЕНО ______________ директор МБОУ ГСШ №1 Е.В. Петрушов Рабочая программа Научное общество учащихся «Основы проектно-исследовательской деятельности обучающихся по финансовой грамотности». 10 класс – 16 часов. Составила учитель истории и обществознания МБОУ ГСШ №1 Денисова Т.В. Городище, 2022 1 Пояснительная записка. Программа данного курса является модифицированной, она составлена на основе авторских программ: И.И. Бородина «Основы экономики и предпринимательства», Г.А.Потапов «Букварь для Рокфеллеров» (Волгоград: ВГИПК РО,2006г.) Курс предназначен для изучения учащимися 10 класса и рассчитан на 16 часов. Программа содержит совокупность сведений из прикладной практической экономики, включая макроэкономику и микроэкономику. Направленность программы: дать ученикам знания, позволяющим понять сущность экономических процессов, позволит школьнику предметно ознакомится с предпринимательством, маркетингом и менеджментом, получить практические навыки составления бизнес-плана. Цель и задачи курса: Научить самостоятельно, применять экономические знания в жизни; Сформировать общие представления об экономике; Выработать у учащихся активную жизненную позицию по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам; Развить творческие способности учащихся через организацию проектной деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся: В результате освоения курса учащиеся должны знать: Что представляют собой экономические закономерности; Основные экономические термины, ориентироваться в экономической информации и грамотно использовать ее на благо себе и социума; Механизмы рыночной экономики; Природу и сущность экономических процессов производства; Структуру, организацию деятельности предприятия; Как складываются и действуют внешнеэкономические связи, осуществляются валютные операции, международная торговля. 2 Уметь: Применять основные категории, понятия, формулы в практической деятельности; Рассчитывать основные показатели: выручку от реализации продукта, прибыль и рентабельность, величину налоговых отчислений, платежей, себестоимости продукции; Составлять проект, бизнес-план; Выбирать методы решения конкретных проблем. Формы проведения занятий: комбинированные, включая лекции, деловые игры, практикумы, работу в библиотеке и компьютерном классе. Освоение программы фиксируется через тестирование, творческие задания, презентации. Итоговый контроль проводится по окончанию курса в форме защитыпрезентации проектов бизнес-плана. 3 Учебно-тематический план (16 часов) № Наименование тем курса Кол-во часов Содержание программы Формы занятий, виды деятельности План Факт Предпринимательство (2 часа) 1. Понятие о предпринимательстве Что такое предпринимательство, и какое место оно занимает в экономике? Цели и задачи предпринимательства. Объекты и субъекты предпринимательства. 1 Этика и мораль предпринимательства. Определение поставщиков и потребителей. Установка цен и тарифов, внешнеэкономическая деятельность, оплата труда работающих, соблюдение правил безопасности и труда. Деньги и бизнес (2 часа) 2. Права и обязанности предпринимателя. 3. Классификация налогов. 1 4. Цена, прибыль, инфляция. 1 1 Федеральные, республиканские, местные налоги. Налоги с физических лиц, смешанные налоги. Расходы на производство товара: сырье, амортизация, зарплата. Лекция Практикум, лабораторная работа. Лекция. Лекция с элементами дискуссии. 4 Производство и потребление (2 часа) 5. Потребности и их классификация. 1 6. Производство продукции. 1 Необходимые и желательные потребности. Меценатство ,благотворительность. Валовой внутренний продукт, валовой доход. Ролевая или деловая игра. Лекция с элементами дискуссии, исследование заработной платы разных профессий. Формула бизнеса (2 часа) 7. Конкуренция, маркетинг. 1 Составляющие маркетинга: продукт, цена, поддержание спроса, продажа. 8. Реклама. 1 9. Потребительский бюджет. 1 Составление бюджета семьи. Потребительская корзина. 10. Качество жизни населения. 1 Критерии оценки качества жизни: уровень образования, медобслуживания, доходы на душу Реклама – инструмент маркетинга. Международный кодекс рекламной практики. Экономика и качество жизни (2 часа) Лекция с элементами дискуссии Деловая игра, практическая работа. Практикум. Лабораторная работа – исследование. Лекция. 5 населения. Менеджмент (2 часа) 11. 12. Спрос и предложение. Прогнозирование, анализ, планирование. Менеджмент. 1 Планирование по этапам. Закон спроса и предложения. 1 Функции управления, контроля, планирования, убеждения. Лекция с элементами дискуссии. Внешнеэкономические связи (2 часа) 13. Мировая экономика. 1 14. Валюта. Кредитные учреждения. 1 Внешнеэкономическое сотрудничество. Внешняя торговля. Курсы валют, накопления, сбережения. Виды кредитов. Лекция с элементами дискуссии. Сообщения учащихся. Бизнес – план (2 часа) 15. Производственный план. 1 16. Итоговый урок. Защита бизнес - плана. 1 Численность работающих и оборудования, ассортимент продукции. Краткое представление бизнес-плана. Лабораторная работа (расчет прибыли) Урок презентации бизнес - плана 6 7 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Литература: Автономов В.С. введение в экономику. – М.: Вита, 2007 Бударина А.В. Основы предпринимательской деятельности. – М.: Просвещение, 2001 Заиченко Н.О. Книга для учителя экономики. – Санкт-Петербург.: СМИО-Пресс, 2008 Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. – М.: Общество знаний, 2000 Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.: Дело, 2001 Любимов Л.Л. Основы экономических знаний. – М.: Вита, 2007 Черняк В.З. Введение в предпринимательство. – М.: Вита, 2007