РП-Внеуроч.деят.-Экскурсионная-деятельность-5-9-кл_подписано

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа №1»
403003 Волгоградская область,
п. Городище, ул. Чуйкова, 6а
т. 8 (844 68) 3-30-48
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
от
г.пр. №
__________________
руководитель МО
учителей истории
и обществознания
Т.В. Денисова

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании
________________
методического совета
зам. директора по УВР
от ________ пр. №___ Р.Г. Егорова

УТВЕРЖДЕНО
______________
директор
МБОУ ГСШ №1

Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Историко-культурным путём»
Возраст: 11-18 лет

Составила учитель истории
и обществознания
Денисова Т. В.

Городище, 2021

Программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС
СОО, с учетом особенностей основного и среднего общего образования. Программа
экскурсионной деятельности составлена с целью привлечения интереса учащихся к
истории города, где они проживают и учатся, к истории своего родного края.
В настоящее время развитие школьного туризма является одним из направлений
современной школы. Появляются разные программы, развивающие школьный туризм,
например, «Уроки с путешествием».
Не все школьники могут по федеральным и региональным программам посетить города
России, да и сами экскурсионные объекты определяют министерства.
Основная цель: приобщить обучающихся к культурно-историческому наследию России,
интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их
особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как
залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству
общества, сохраняющему национальную самобытность народов России.
1. Планируемые результаты
Реализация программы внеурочной деятельности
направлена на достижение следующих результатов.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
1)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
2)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4)
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми
в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать

новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности. Учащийся сможет: существующие и
планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать
версии
решения
проблемы,
формулировать
гипотезы,
предвосхищать конечный результат;

 ставить

цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выбирать
из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Учащийся сможет:
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Учащийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других учащихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные
и планируемые результаты индивидуальной

образовательной деятельности и делать выводы.
Познавательные УУД:
1.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, делать выводы. Учащийся сможет:
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи.
2.
Смысловое чтение. Учащийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 резюмировать главную идею текста.
Коммуникативные УУД:
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Учащийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовалиили
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью. Учащийся
сможет:

 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые

средства;
 представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления.
3.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Учащийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных за- даче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов,
рефератов, создание презентаций и др.
Уровни результатов работы по программе внеурочной деятельности
Первый уровень результатов предполагает приобретение учащимися новых
знаний, опыта решения практических задач по различным направлениям в
профессиональной деятельности. Результат выражается в понимании детьми сути
проектной работы, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение учащихся
к образованию и самообразованию. Результат проявляется в самостоятельном
выборе алгоритма решений задач, связанных с профессиональной деятельностью,
тем экскурсионных маршрутов, приобретении опыта самостоятельного поиска,
систематизации, оформлении и использовании интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение учащимися
самостоятельного социального опыта; опыта планирования трудовой деятельности,
организации и контроля деятельности окружающих, соотносить свои интересы и
возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и
умения, необходимые для профессионального образования, стремление к
самосовершенствованию и решению задач высокого уровня сложности.
Предполагается защита проектных работ.
Результаты проектной деятельности могут быть представлены в виде
экскурсионного маршрута.
2. Содержание курса внеурочной деятельности

Подготовительный этап Введение в профессию «экскурсовод».
Диагностика профессиональных качеств. Обоснование выбора профессии.
Профессия экскурсовода. Условия труда. Пути получения профессии. Качества, черт
характера, необходимые для людей данной профессии. Их значение в современном
мире. Посещение экскурсий с целью знакомства с особенностями профессии
экскурсовод: картинная галерея, краеведческий музей, экскурсия по городу и т.п.
Посещение мастер классов: новокузнецкий краеведческий музей, технический
музей, музей изобразительных искусств; участие в виртуальной экскурсии по
виртуальным музеям мира.
Понятие экскурсионного туризма, экскурсии.
Понятие экскурсионного туризма, экскурсии. Виды экскурсионного туризма.
Экскурсия: признаки, функции. Виды экскурсии: по содержанию (обзорные,
тематические), по составу участников, по способу передвижения, по месту
проведения, по форме проведения. Методика подготовки и проведения экскурсии.
2.
Практический этап Составление маршрута экскурсии.
Выбор темы экскурсионного маршрута. Отбор и изучение экскурсионных
объектов. Определение основных и дополнительных экскурсионных объектов.
Составление тематико-хронологического маршрута экскурсии.
«Обход» маршрута экскурсии.
Ознакомление с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым
проложен маршрут; уточнение места, где расположен объект, а также места
предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
освоение подъезда (подхода) к объектам или местам стоянок; хронометраж времени,
необходимый для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения
автобуса (пешеходной группы), а также уточнение продолжительности экскурсии в
целом; проверка целесообразности использования намеченных объектов показа;
выбор лучших точек для показа объектов и вариантов расположения экскурсионной
группы; выбор методики ознакомления с объектом; в целях безопасности
передвижения туристов по маршруту выявление потенциально опасных мест.
Подготовка контрольного текста экскурсии.
Отбор материалов, связанных с объектами, под темами и основными
вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии. Составление содержания
вступительного слова и заключения экскурсии, а так же логических переходов.
Цитаты, цифры и примеры, ссылки на источники.
Комплектование «портфеля экскурсовода».
Отбор из имеющихся в распоряжении наглядных материалов наиболее
выразительных, способных оказать помощь экскурсоводу в освещении темы
(фотографии, интересные факты).
Определение техники ведения экскурсии.
1.

Отбор наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем,
методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной
аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день,
вечер), особенностей показа; определение приемов сохранения внимания
экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;
выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи
экскурсовода; отбор правил техники ведения экскурсии.
Составление методической разработки экскурсии.
Составление методической разработки экскурсии: вступление, основная часть
и заключение. Цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и
остановок во время экскурсии.
Экскурсия.
Прием и утверждение экскурсии. Проведение экскурсии.
3.
Рефлексивно-коррекционный этап
Самооценка выполнения профессиональной пробы. Заполнение
технологической карты профессиональной пробы. Защита и презентация проекта.
Тематическое планирование
№
п/п
1

Раздел
I

Тема уроков
Беседы по ТБ, ПДД, ППБ на занятиях
«Экскурсионная деятельность». Цели и
задачи курса «Экскурсионная
деятельность»
Обзорная экскурсия по Городище.
Памятники архитектуры, литературы,
исторических мест
Виртуальная экскурсия. Определение
понятий музейный предмет, экспонат,
вернисаж, выставка .
Пешая экскурсия по главной улице
Волгограда. «О чём нам говорят
старинные здания?», «Памятники в
городе»
Виртуальная экскурсия . Презентация:

Экскурсия в музей «Старая Сарепта»

Кол-во
часов
1

3

1

1

1

7

2

II

Экскурсия в Драматический театр с
просмотром спектакля

2

Экскурсия в областную библиотеку.
Интерактивная интеллектуальная игра
«Путешествие по свету»
Коллективное написание отзыва по
экскурсии, изображение впечатлений в
рисунках.

1

Экскурсия в г. Санкт-Петербург

9

Экскурсия в г. Нижний Новгород

5
2

История возникновения нашей школы

1

Защита проектов в виде презентаций.
3
Групповая работа по следам экскурсий загод
«Они прославили наш край»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».