МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городищенская средняя школа №1» 403003 Волгоградская область, п. Городище, ул. Чуйкова, 6а т. 8 (844 68) 3-30-48 РАССМОТРЕНО на заседании МО от г.пр. № __________________ руководитель МО учителей истории и обществознания Т.В. Денисова РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании ________________ методического совета зам. директора по УВР от ________ пр. №___ Р.Г. Егорова УТВЕРЖДЕНО ______________ директор МБОУ ГСШ №1 Рабочая программа Внеурочной деятельности «Историко-культурным путём» Возраст: 11-18 лет Составила учитель истории и обществознания Денисова Т. В. Городище, 2021 Программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО, с учетом особенностей основного и среднего общего образования. Программа экскурсионной деятельности составлена с целью привлечения интереса учащихся к истории города, где они проживают и учатся, к истории своего родного края. В настоящее время развитие школьного туризма является одним из направлений современной школы. Появляются разные программы, развивающие школьный туризм, например, «Уроки с путешествием». Не все школьники могут по федеральным и региональным программам посетить города России, да и сами экскурсионные объекты определяют министерства. Основная цель: приобщить обучающихся к культурно-историческому наследию России, интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. 1. Планируемые результаты Реализация программы внеурочной деятельности направлена на достижение следующих результатов. Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Учащийся сможет: существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Учащийся сможет: оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Учащийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других учащихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы. Познавательные УУД: 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Учащийся сможет: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. 2. Смысловое чтение. Учащийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать главную идею текста. Коммуникативные УУД: 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Учащийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого; определять свои действия и действия партнера, которые способствовалиили препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью. Учащийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления. 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Учащийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных за- даче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и др. Уровни результатов работы по программе внеурочной деятельности Первый уровень результатов предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения практических задач по различным направлениям в профессиональной деятельности. Результат выражается в понимании детьми сути проектной работы, умении поэтапно решать проектные задачи. Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение учащихся к образованию и самообразованию. Результат проявляется в самостоятельном выборе алгоритма решений задач, связанных с профессиональной деятельностью, тем экскурсионных маршрутов, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации, оформлении и использовании интересующей информации. Третий уровень результатов предполагает получение учащимися самостоятельного социального опыта; опыта планирования трудовой деятельности, организации и контроля деятельности окружающих, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования, стремление к самосовершенствованию и решению задач высокого уровня сложности. Предполагается защита проектных работ. Результаты проектной деятельности могут быть представлены в виде экскурсионного маршрута. 2. Содержание курса внеурочной деятельности Подготовительный этап Введение в профессию «экскурсовод». Диагностика профессиональных качеств. Обоснование выбора профессии. Профессия экскурсовода. Условия труда. Пути получения профессии. Качества, черт характера, необходимые для людей данной профессии. Их значение в современном мире. Посещение экскурсий с целью знакомства с особенностями профессии экскурсовод: картинная галерея, краеведческий музей, экскурсия по городу и т.п. Посещение мастер классов: новокузнецкий краеведческий музей, технический музей, музей изобразительных искусств; участие в виртуальной экскурсии по виртуальным музеям мира. Понятие экскурсионного туризма, экскурсии. Понятие экскурсионного туризма, экскурсии. Виды экскурсионного туризма. Экскурсия: признаки, функции. Виды экскурсии: по содержанию (обзорные, тематические), по составу участников, по способу передвижения, по месту проведения, по форме проведения. Методика подготовки и проведения экскурсии. 2. Практический этап Составление маршрута экскурсии. Выбор темы экскурсионного маршрута. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Определение основных и дополнительных экскурсионных объектов. Составление тематико-хронологического маршрута экскурсии. «Обход» маршрута экскурсии. Ознакомление с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут; уточнение места, где расположен объект, а также места предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; освоение подъезда (подхода) к объектам или местам стоянок; хронометраж времени, необходимый для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнение продолжительности экскурсии в целом; проверка целесообразности использования намеченных объектов показа; выбор лучших точек для показа объектов и вариантов расположения экскурсионной группы; выбор методики ознакомления с объектом; в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявление потенциально опасных мест. Подготовка контрольного текста экскурсии. Отбор материалов, связанных с объектами, под темами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии. Составление содержания вступительного слова и заключения экскурсии, а так же логических переходов. Цитаты, цифры и примеры, ссылки на источники. Комплектование «портфеля экскурсовода». Отбор из имеющихся в распоряжении наглядных материалов наиболее выразительных, способных оказать помощь экскурсоводу в освещении темы (фотографии, интересные факты). Определение техники ведения экскурсии. 1. Отбор наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определение приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбор правил техники ведения экскурсии. Составление методической разработки экскурсии. Составление методической разработки экскурсии: вступление, основная часть и заключение. Цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии. Экскурсия. Прием и утверждение экскурсии. Проведение экскурсии. 3. Рефлексивно-коррекционный этап Самооценка выполнения профессиональной пробы. Заполнение технологической карты профессиональной пробы. Защита и презентация проекта. Тематическое планирование № п/п 1 Раздел I Тема уроков Беседы по ТБ, ПДД, ППБ на занятиях «Экскурсионная деятельность». Цели и задачи курса «Экскурсионная деятельность» Обзорная экскурсия по Городище. Памятники архитектуры, литературы, исторических мест Виртуальная экскурсия. Определение понятий музейный предмет, экспонат, вернисаж, выставка . Пешая экскурсия по главной улице Волгограда. «О чём нам говорят старинные здания?», «Памятники в городе» Виртуальная экскурсия . Презентация: Экскурсия в музей «Старая Сарепта» Кол-во часов 1 3 1 1 1 7 2 II Экскурсия в Драматический театр с просмотром спектакля 2 Экскурсия в областную библиотеку. Интерактивная интеллектуальная игра «Путешествие по свету» Коллективное написание отзыва по экскурсии, изображение впечатлений в рисунках. 1 Экскурсия в г. Санкт-Петербург 9 Экскурсия в г. Нижний Новгород 5 2 История возникновения нашей школы 1 Защита проектов в виде презентаций. 3 Групповая работа по следам экскурсий загод «Они прославили наш край»